Льготный «Фармстандарт»

Минздравсоцразвития поделило между дистрибуторами 8 млрд руб. на льготные лекарства: один из крупнейших контрактов получил производитель – «Фармстандарт»

В начале ноября Минздравсоцразвития провело аукцион, на котором выбрало поставщиков лекарств для льготников на 8 млрд руб.: медикаментов должно хватить на первые два месяца 2010 г., рассказала директор департамента развития фармацевтического рынка и медицинской техники министерства Диана Михайлова. Торги на оставшиеся 10 месяцев, по словам Михайловой, пройдут в декабре. Всего на федеральную часть программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в 2010 г. выделено 45,9 млрд руб., еще 42,5 млрд руб. планируется поделить на региональных торгах. В прошлом году на федеральную и региональную части ДЛО выделяли 75 млрд руб.

На первые два месяца самые крупные госконтракты достались дистрибуторам «Роста» (1,7 млрд руб.) и «Фармимэкс» (1,698 млрд руб.), а также производителю «Фармстандарт» (1,549 млрд руб.), следует из протокола аукциона, размещенного на сайте zakupki.gov.ru. «Фармстандарт» собирается поставлять три препарата, при этом только один – соматропин (торговая марка – «Растан») – выпускает самостоятельно (на него из бюджета выделено более 90 млн руб.).

Фактор свертывания крови IX, который будет поставлять «Фармстандарт», производит итальянская Kedrion (контракт на 67,1 млн руб.), а противораковый препарат бортезомид («Велкейд», контракт на 1,3 млрд руб.) – бельгийско-швейцарская Janssen-Cilag. Для поставки препаратов в регионы «Фармстандарт» не привлекает дистрибуторов, хотя и использует услуги транспортных и почтовых компаний, говорит представитель производителя. «Наша система дистрибуции позволяет делать это своими силами», – утверждает он.

Средняя маржа дистрибуторов, даже в госзакупках, ниже, чем маржа производителей, знает директор по исследованиям «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов: у поставщиков она составляет 10–15%, у производителей – в среднем 25–30%, но может доходить и до 50%, если речь идет о сильном бренде. «В то же время ДЛО – это гарантированный рынок сбыта, – говорит Мелик-Гусейнов. – Кроме того, «Фармстандарту» интересен инновационный ассортимент: сама компания активно развивает это направление, поэтому ей интересна и дистрибуция оригинальных продуктов».

«Фармстандарт» начал напрямую участвовать в гостендерах с середины 2009 г., до этого он работал с госзаказчиками через дистрибуторов.