Вектор


Нулевые пошлины на экспорт нефти из Восточной Сибири, которых долго добивались «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-BP, до сих пор не введены. Тем временем чиновники продолжают расширять список участков, которые могут получить льготы. Теперь вместо 13 месторождений предлагается 22: добавятся Ярактинское, Даниловское, Западно-Аянское (Иркутская нефтяная компания), Чаяндинское, Марковское, Вакунайское («Газпром»), Тагульское, Сузунское (ТНК-BP), Южно-Талаканское («Сургут»), сообщил вчера «Интерфакс». В 2010–2014 гг. на всех этих участках можно добыть около 215 млн т нефти. Если вся она пойдет на экспорт, за пять лет общая экономия на нулевой пошлине при цене нефти $60–80/барр. составит $38–60 млрд, посчитал аналитик «Солида» Денис Борисов. Однако главная экономия все равно у самых первых лоббистов (до $44 млрд на Ванкоре, Талакане и Верхнечонском месторождении). К тому же до сих пор остается открытым вопрос, как долго будет действовать льгота и когда она заработает. А также то, как чиновники справятся с тем, что им придется ежемесячно или ежеквартально проверять, та ли нефть идет на экспорт.

Минпромторг включил в программу льготного автокредитования 34 банка. Их заемщикам государство субсидирует 2/3 ставки рефинансирования при покупке автомобилей российского производства. Сначала государство работало по этой программе только через госбанки, затем компанию им составили и крупнейшие частные. Теперь в списке и отнюдь не гранды, однако весьма активные в автокредитовании банки. Например, «Русфинанс банк». Его Минпромторг уже внес в пятерку самых активных участников программы: Сбербанк, «ВТБ 24», Россельхозбанк и Газпромбанк и «Русфинанс банк» вместе одобрили 97 466 заявок и выдали 54 123 льготных автокредита. Минпромторг рассчитывал, что в этом году будет выдано 120 000 льготных автокредитов. За месяц объем заявок и выданных кредитов увеличился почти на 10%. И хотя весь его выбрать вряд ли удастся, включение в программу таких крупных банков, как Росбанк, Татфондбанк, Собинбанк, Райффайзенбанк, «Уралсиб», «Юникредит» и др., позволит по итогам года существенно приблизиться к заветной цифре.

Без сюрпризов

Месяц назад «Газпром» уверял, что выполнит тот самый график по гигантскому Штокмановскому проекту, который сам же утвердил в 2007 г., т. е. начнет добычу в 2013 г. В это мало кто верил. В октябре один из партнеров по Штокману – французская Total выразила сомнения публично. «Вряд ли нам удастся начать добычу газа раньше, чем в 2015–2016 гг.», – говорил тогда гендиректор Total Кристоф де Маржери. «Газпром» не соглашался. Вчера другой представитель Total, главный стратег Жан-Жак Москони, заявил WSJ: Штокман стартует только в 2015 г., основные причины – многочисленные технические проблемы и падение мирового спроса на газ с переизбытком топлива на рынке. И «Газпром» стал не так категоричен: проект и его график – в стадии подготовки к принятию окончательного инвестиционного решения, его предполагается принять в первой половине 2010 г., заявил вчера представитель концерна. Ничего удивительного в задержке нет: смета проекта огромна ($13–15 млрд только на первой фазе), продажи «Газпрома» падают, а ему еще к 2012 г. нужно построить Nord Stream и освоить Ямал, в 2015 г. запустить «Южный поток». Все вместе – под $100 млрд. Штокман переносили уже бесчисленное количество раз – Россия пытается освоить его аж с 1992 г.

Дорогое освобождение

Сдувшийся рост

В октябре в США впервые за четыре месяца упало автомобильное производство: заводы страны выпустили 7 млн автомобилей – на 4% меньше, чем в сентябре. Статистики по продаже новых автомобилей в октябре еще нет, но и производственная отчетность напугала аналитиков. Они связали падение производства с завершением федеральной программы субсидий на покупку новых автомобилей. Власти несколько месяцев давали премию в $3500–4500 любому, пожелавшему поменять старый автомобиль на новый. Желающих оказалось так много, что государственные $3 млрд кончились за два месяца вместо запланированных четырех, и правительству пришлось досрочно свернуть программу. Пока она работала, продажи автомобилей росли, но со сворачиванием программы завершился и рост рынка. Мы же предупреждали: искусственный рост положения не поправит, злорадствуют эксперты. Но за прошедшие месяцы идея выдачи государственных премий покупателям новых машин успела приобрести славу самого правильного метода борьбы с кризисом на авторынке, скоро она заработает и в России. Ждем результатов.

Помогут госбанкам