Остались при своем

Бизнес группы СОК больше не интересен автокомпонентному холдингу «Тройки диалог» и «Ростехнологиям»

Группа «Сок»

Многопрофильный холдинг. В группу входят производители автокомпонентов, дилерский холдинг, мостостроительное предприятие «Волгомост», заводы по производству стройматериалов и проч. Выручка (2007 г.) – 95,2 млрд руб.

Холдинг «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ, учрежден «Тройкой диалог», предполагается, что в состав его акционеров войдут и «Ростехнологии») отказался от покупки автокомпонентного бизнеса группы СОК, рассказал «Ведомостям» гендиректор ОАТ Владимир Аветисян. «С группой СОК мы прошли от первого разговора <...> до фактически готовой сделки – она была структурирована к лету этого года. Но ввиду углубления кризиса было принято решение сделку не завершать», – объяснил он. Инициатором прекращения переговоров стал покупатель – по непонятным для компании причинам, говорит представитель группы СОК.

При создании ОАТ весной прошлого года предполагалось, что он выкупит у группы СОК восемь заводов – «Автосвет», «Освар», «Белзан», «Счетмаш», «ВАЗинтерсервис», «Комплект-ЛТД», «Росавтопласт» и «Мотор-супер», а также два торговых дома, т. е. практически весь автокомпонентный бизнес. Деньги под эту сделку были собраны, уверяет Аветисян. Сколько ОАТ собирался заплатить, он не говорит, однако утверждает, что разрыв сделки обусловлен не ценой.

Осенью прошлого года ВТБ оценивал активы в $150–200 млн. Речь шла «более чем о десятках миллионов долларов», говорит источник в группе СОК.

В кризис автокомпонентный бизнес пострадал даже больше, чем автомобилестроительный. Ведь прошлой осенью практически все автоконцерны начали задерживать платежи за компоненты, а в этом году продажи главного клиента – «АвтоВАЗа» – упали на 51% (данные октября). Долгосрочный долг автокомпонентных компаний СОК на конец 2008 г. составлял 747 млн руб., краткосрочный – 2,9 млрд руб. Практически все они оказались в убытках. «Создавать крупную сложную систему из проблемных активов в нынешних условиях бессмысленно, она будет практически неуправляема», – говорит Аветисян.

Решение ОАТ вполне логично, считает эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев. Холдингу лучше сосредоточиться на управляемых им активах (см. интервью на стр. А6), оптимизировать их бизнес и вывести из кризиса, а еще лучше найти для них иностранных партнеров, считает эксперт. Для консолидации проблемных активов сейчас и впрямь не самое подходящее время, но позже стороны могут вернуться к переговорам, считает Бончев. Это возможно, но тогда переговоры пойдут уже не о покупке всех предприятий СОК, а только их части, говорит Аветисян. Возобновление переговоров зависит и от будущего «АвтоВАЗа» и реализации антикризисных мер на предприятии, добавляет представитель СОК.