Пора начинать

Проект расширения Мурманского транспортного узла (МТУ) за 160 млрд руб. тормозится вместе с развитием Штокмановского месторождения, на которое был расчет. Теперь порт в Кольском заливе нужнее угольщикам
М.Стулов

ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел»

Акционеры (данные ЕГРЮЛ): ОАО «Мурманский морской торговый порт» (40%), ОАО «НК «Роснефть» (15%), ОАО «РЖД» (25%), правительство Мурманской области (5%), ФГУП «Росморпорт» (15%). председатель совета директоров: министр транспорта РФ Игорь Левитин.

К 10 декабря московская «Геокарт технология» должна закончить первый этап проектирования МТУ: зонирование объектов федерального значения и проекты их внешней транспортной и инженерной инфраструктуры. Заказчик по программе комплексного развития МТУ – ФГУ «Ространсмодернизация» заключило с «Геокарт», выигравшей конкурс 30 сентября, контракт на 41,6 млн руб.

До этого ФГУ отменило предыдущий июльский конкурс на полный цикл проектирования (460 млн руб). В федеральном бюджете-2009 было предусмотрено еще больше – 750 млн руб. Нет смысла тратить средства, «пока не решены вопросы собственности на землю», сказал «Ведомостям» заместитель гендиректора «Росмодернизации» Сергей Елисеев. В ходе изъятия земельных участков обнаруживаются объекты, которые числятся даже «за тремя разными владельцами по трем разным адресам», объяснил суть проблемы губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко, заступивший на пост в марте. «Приходится обращаться в суд и ждать законных решений», – добавляет он. В итоге «подвисло» обещание главы Минтранса Игоря Левитина, который летом в Мурманске говорил о завершении проектирования до конца 2009 г. и начале строительства портовых мощностей в 2010 г.

Запуск Штокмана, под который прежде всего закладывался проект, все затягивается. Теперь «Газпром» планирует его в период «за 2012 годом», говорится в материалах к вчерашнему совету директоров концерна.

Управляющая компания «Мурманский транспортный узел» лишь в сентябре приступила к разработке принципов государственно-частного партнерства. Приходится простаивать и инвесторам. «Синтез петролеум» в 2005 г. получил в аренду на 49 лет участок на западном берегу Кольского залива и начал подготовку к строительству нефтеперегрузочного комплекса «Лавна» мощностью до 35 млн т сырой нефти в год и возможностью использовать крупнотоннажные (150 000–350 000 т) танкеры, рассказал директор PR-департамента группы «Синтез» Александр Левин. Инвестиции в проект – $1,5 млрд. По соседству планируется возвести НПЗ на 6 млн т в год стоимостью $1 млрд. Компания хотела начать строительство в этом году, но летом пересмотрела планы и, по словам Левина, будет ждать, когда «работы по МТУ в целом будут активизированы», поскольку проект «увязан со всем комплексом работ».

Под активизацией опрошенные «Ведомостями» участники программы подразумевают прежде всего прокладку 28 км железнодорожной ветки Выходной – Лавна, которая соединит обжитой восточный берег залива с неосвоенным западным (28 млрд руб. из федерального бюджета). Строить можно только после урегулирования вопросов землеустройства, говорил ранее Левитин. «Как только Минтранс разработает техзадание на проектирование дороги и объявит конкурс, инвесторы угольного терминала готовы подписать с его структурами инвестсоглашение, предусматривающее согласование сроков строительства дороги и терминала», – говорит представитель Сибирского делового союза (СДС). Только в марте созданная СДС и «Кузбассразрезуглем» компания «Морской торговый порт «Лавна» получила в аренду на 15 лет 176,4 га, но на проект есть положительное заключение Госэкспертизы, оформлены земельные участки и разрешение на строительство, продолжает он. По его словам, строительство портового комплекса перегрузки угля «Лавна» на 18 млн т угля в год остается приоритетным для компании. Стоимость проекта – 13,6 млрд руб.

По оценке InfraNews, наиболее востребованы на Северо-Западе именно портовые мощности по перевалке угля. За восемь месяцев 2009 г. экспорт угля через порты вырос на 18,7% до 41,9 млн т. Позитивную роль играет совокупность факторов: рост спроса на уголь на рынках Европы, сравнительно низкие железнодорожные тарифы на транспортировку сырья из Кузбасса в Мурманск, а также возможность задействовать большегрузные суда, говорит гендиректор InfraNews Алексей Безбородов.