В целом: У Украины рычагов мало

LSE

основана в 1895 г. С тех пор 14 ее выпускников и преподавателей были удостоены Нобелевской премии в области экономики, литературы и премии мира. У LSE примерно 90 000 выпускников. В LSE учились и преподавали более 30 нынешних и бывших глав государств и 70 членов британского парламента.

Мировой финансовый кризис коснулся многих стран Восточной Европы, в том числе Украины, государства этого региона испытывают серьезные трудности. Еще полтора года назад все выглядело иначе: в большинстве стран, вступивших в ЕС в 2004–2007 гг., наблюдался бурный рост экономики, казалось, что та модель, которую приняли эти страны, приведет к благополучию.

И хотя разговоры о неминуемом крахе, которые велись в начале этого года, немного затихли, тенденции сменились радикально. Особенно это заметно в Латвии. Если перед кризисом рост годового ВВП был более чем 10%, то в нынешнем году ожидается падение этого показателя на 13,2%, т. е. он будет на более чем 20% ниже, чем если бы рост продолжился.

Ожидания стран Восточной Европы на дальнейшее процветание подогревались надеждами, связанными со вступлением в ЕС: возможностью выхода на новые рынки, высоким уровнем иностранных инвестиций и перспективой получения высокооплачиваемой работы для тех, кто был готов уехать трудиться на Запад.

Ожидаемые проблемы

Правда, требовалось лишь немного прозорливости, чтобы понять, что надежды на продолжение стремительного роста во многих восточных странах довольно призрачны – это было достаточно очевидно.

Во-первых, несмотря на то что в страны, недавно вступившие в ЕС, поступали значительные инвестиции, большая часть средств вкладывалась в жилье и другие объекты недвижимости, а не в производственный потенциал. В результате резко возрос дефицит текущего счета платежного баланса. До тех пор пока уровень иностранных инвестиций оставался высоким, дефицит можно было покрывать, но уже к 2007 г. приток прямых инвестиций был недостаточен. Дефицит в Латвии и Болгарии составлял более 20% ВВП, в Эстонии, Литве и Румынии – намного более 10%, это прямо указывало на то, что экономики этих стран перегреты.

Одновременно стремительно росла задолженность домовладельцев – люди охотно брали взаймы, часто пользуясь открытостью финансовых рынков, предлагавших низкие ставки по кредитам в швейцарских франках, иенах и евро.

В результате правительствам и центральным банкам восточноевропейских стран пришлось решать нелегкую задачу. Если бы они пошли на снижение курса своих валют с целью нивелировать эффект бурного спроса, это стало бы ударом по держателям ипотечных кредитов.

Финансовый кризис также привел к снижению объемов кредитования, что показало уязвимость стран Центральной и Восточной Европы, их зависимость от внешних факторов. По мере того как кредиты стало получать все сложнее, страны, привыкшие к стабильному притоку капитала, столкнулись с реакцией западных банков, которые оказались в сложной ситуации: им нужно было как можно скорее пополнить собственный капитал.

У Венгрии тем временем возникли проблемы, связанные с недостаточно жесткой налоговой политикой и нежеланием провести сложные, но необходимые структурные реформы. Все это привело к дисбалансу во внешних расчетах и оттолкнуло иностранных инвесторов.

Эти факты свидетельствуют о зависимости Восточной и Центральной Европы от стран, составляющих костяк ЕС. Фактор зависимости недооценивался, поэтому кризис стал шоком для правительств стран Центральной и Восточной Европы, которые рассчитывали на стабильный рост.

Украину многое объединяет с другими восточноевропейскими странами. Дефицит текущего счета платежного баланса страны увеличился, хотя и не так значительно: в первой половине 2008 г. он достиг 9% ВВП. Последовавший за этим спад в важнейших, ориентированных на экспорт отраслях Украины, таких как сталелитейная и химическая, в сочетании с ростом цен на российский газ только усугубил проблему. Страна, как и большинство восточноевропейских государств, испытывала недостаток западных кредитов. Как и Венгрия, она подверглась макроэкономическому давлению со стороны МВФ, предоставлявшего ей кредиты. Таким образом, у Украины осталось мало рычагов, которые помогли бы ей преодолеть спад.

Тем не менее было бы ошибочно думать, что все страны Центральной и Восточной Европы испытывают одинаковые проблемы. Например, в Польше, Чехии, Словакии и Словении макроэкономический дисбаланс гораздо менее явный, что связано с политикой правительств, направленной на создание стабильности. Этим странам не нужно быстро реагировать на внешнее давление. Последние прогнозы свидетельствуют о том, что Польше удастся избежать рецессии, Словакии же угрожает лишь небольшой спад производства.

Украине стоит поучиться у своих соседей – Польши, Чехии, Словакии и Словении, – как разрабатывать последовательную макроэкономическую стратегию, которая поможет не только выйти на путь стабильного роста, но и убедить кредитные организации и инвесторов в том, что вложения в страну не несут чрезмерных рисков. В ситуации, когда политические разногласия могут подорвать доверие инвесторов, особенно важно избежать макроэкономического дисбаланса.