Опыт: Опасное усиление ФАС

«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

создана в 2002 г. из фирмы «Юридическая практика» и юристов аудиторской фирмы ФБК. Работает более 180 юристов в Москве и Санкт-Петербурге.

В последнее время все активно обсуждают изменения в антимонопольном законодательстве. Такого ажиотажа раньше не было. Почему? Ответ на вопрос состоит из двух частей.

Во-первых, ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в последние несколько месяцев ужесточилась. Теперь бизнес вынужден оглядываться, не нарушают ли те или иные его действия требования антимонопольного законодательства.

Основания для принятия компаниями превентивных мер довольно веские. Со вступлением в силу положений второго антимонопольного пакета нарушение конкурентного законодательства может повлечь наложение штрафа, дисквалификацию или лишение свободы топ-менеджеров компаний сроком до семи лет, наложение многомиллионного «оборотного» штрафа и пр.

Во-вторых, полномочия ФАС существенно расширились. В частности, детализированы положения о проверках.

Сотрудники антимонопольного органа вправе находиться в офисе проверяемой компании в течение срока проведения проверки, который в целом может составить три месяца. При проверке соблюдения ст. 11 закона о защите конкуренции какого-либо предварительного уведомления не требуется.

С новыми положениями закона о защите конкуренции ФАС вправе проводить проверки в отношении любых компаний. В ходе проверок должностные лица ФАС имеют право беспрепятственного доступа на территорию и в офис проверяемой компании, допрашивать сотрудников компании, истребовать документы и информацию, в том числе служебную переписку в электронном виде. ФАС может также ходатайствовать о привлечении сотрудников правоохранительных органов, которые, в свою очередь, вправе исследовать предметы и документы, обследовать помещения, здания, транспортные средства, контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения, прослушивать телефонные разговоры и т. д.

Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что практика применения нововведений только формируется. Многие положения антимонопольного законодательства остаются неясными и требуют дальнейшего уточнения.

Что в итоге получается? С одной стороны, отдельные сотрудники антимонопольного органа говорят о том, что усиление полномочий ФАС позволит осуществить «демонтаж и разлом» антиконкурентных практик многих компаний; с другой стороны, крупный бизнес уже поставил вопрос о возможном злоупотреблении законодательством со стороны должностных лиц антимонопольного органа, об анализе наиболее жестких норм антимонопольного законодательства на наличие коррупционной составляющей.

Вопрос о том, будут ли новые нормы способствовать оздоровлению конкуренции или послужат основой для карательной направленности деятельности ФАС, открыт.