Переговорщики не успели

России и США не удалось подписать новый договор по СНВ до истечения срока действующего, однако количество разногласий по его содержанию уменьшилось
Д.Гришкин

Согласие на потолок в 800 носителей – это серьезная уступка Москвы, поскольку в реальности сейчас у России имеется 620 носителей, а к 2020 г. в лучшем случае в соответствии с объявленными планами будет 500–550 носителей, в то время как у США их более 1100, констатирует редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов.

Причины спора. Дмитрий Рогозин

Постпред России при НАТО. «Есть завышенные требования американцев, они слишком много хотят получить»

В пятницу завершился срок действия подписанного еще СССР и США в 1991 г. Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В этот день из Воткинска (Удмуртия) выехала группа американских инспекторов, о чем сообщило посольство США в Москве. Инспекторы занимались контролем за производством межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на Воткинском машиностроительном заводе. Аналогичная российская миссия на американском заводе в штате Юта была свернута в 2001 г., так как США прекратили производство новых МБР, ограничиваясь модернизацией имеющихся.

Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама выступили с совместным заявлением о желании сотрудничать в духе завершившегося договора и прилагать усилия для скорейшего заключения нового. Стороны рассчитывали завершить переговоры к 5 декабря, но этого не произошло. По данным New York Times, Москва и Вашингтон достигли компромисса в вопросе о потолке носителей (баллистических ракет и стратегических бомбардировщиков) на уровне 800 единиц, но Россия настаивает на изменении процедур контроля, поскольку эти процедуры по СНВ-1 были асимметричны. Источник в Кремле говорит, что статья в целом адекватно описывает состояние переговоров.

Под асимметричностью контроля можно считать ситуацию, когда у США была миссия в Воткинске, а у России – нет, США контролируют российские мобильные установки МБР, а у США таких установок нет, объясняет Евгений Мясников из Центра по изучению проблем разоружения. В июле Медведев и Обама заявили о том, что число носителей в новом договоре будет от 500 до 1100 единиц, причем российская сторона настаивала на нижнем пределе, а американская – на верхнем. Если стороны добились компромисса на уровне 800 единиц, значит, США получили право не засчитывать в качестве носителей шахты части подлодок, переоборудованных под крылатые ракеты, и бомбардировщики B-1B, объясняет Мясников, а это означает изменение определения «носитель» в сравнении с СНВ-1 и требует совершенно других мер контроля. Тем не менее, предполагает эксперт, достичь соглашения стороны могут уже до конца декабря и для этого достаточно политической воли президентов.

«Не исключено, что переговоры будут продолжаться еще несколько дней», – сообщил «Интерфаксу» источник в МИД России.

Ряд чешских СМИ сообщили, что Обама и Медведев могут подписать договор 11 декабря в Праге. Медведев мог заехать в Прагу по дороге в Копенгаген, где проходит международная конференция по климату. Обама прилетит в Копенгаген 9 декабря, а 10 декабря направится в Осло для получения Нобелевской премии мира.

О возможности их встречи сообщила, в частности, газета Mlada fronta Dnes со ссылкой на высокопоставленные диписточники. Чешское телевидение сообщило: Кремль дал инструкции российским телевизионщикам бронировать спутниковую трансляцию из Праги на следующую пятницу. Именно в Праге Обама в апреле выступил с речью о необходимости ликвидации ядерного оружия. Но в минувшую пятницу министр иностранных дел Чехии Ян Кохут назвал такой сценарий малореалистичным: «Было бы неплохо провести церемонию подписания в Праге, но нынешнее состояние переговоров не свидетельствует в пользу этого».

Как объяснил чиновник, близкий к руководству российского МИДа, пражский вариант предлагала Москва, но положительной реакции из США к концу прошлой недели так и не поступило. Документ еще не согласован – поэтому рано назначать место встречи, констатирует собеседник «Ведомостей».