Таганка спела по-немецки

Дирижер Владимир Юровский умеет составлять причудливые программы из малоизвестной музыки – одной из таких стала его «Фаустиана»
Д.Гришкин

Во всей программе шлягером был разве что «Мефисто-вальс», но и он был сыгран в контексте Двух эпизодов из «Фауста» Ленау, первым из которых стало «Ночное шествие» с его широким дыханием и долгими переговорами оркестра с музыкантами за сценой.

Российский национальный оркестр поднялся игрой еще на ступень вверх: вещь Листа прозвучала несказанно роскошно, столь же удалась и увертюра «Фауст» Вагнера.

Между Вагнером и Листом стоял опус нашего современника Андрея Семенова, чье ноу-хау – жанр «маленькой оперы» (так, в репертуаре театра «Тень» значится моноспектакль композитора «Двадцать семь опер Андрея Семенова», а Владимир Юровский уже успел выпустить диск с восемью из них). Шестиминутная опера «Фауст в аду», написанная на текст набросков к «Фаусту» Пушкина, – стилистическая смесь оперы ХХ в. и мюзикла. Оркестровые фактуры, изображающие адские пейзажи, написаны с профессиональным шиком. Вместе с тем автор не призвал тут на помощь «веселой музы», которая к нему особо благоволит, а в трагических красках оказался менее оригинален. Так, финал, где зловеще постукивает «коробочка», буквально совпал с финалом главного сочинения концерта.

А главным сочинением стала «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке – но не кантата, написанная в 1983 г. для Москвы, а трехактная опера, созданная в 1994 г. для Гамбурга: впрочем, кантата стала третьим актом оперы, поэтому знаменитое дьявольское танго, в котором Шнитке «унижал стилем» слушателя, мы услышали в уверенном исполнении немецкой меццо-сопрано Урсулы Хессе фон ден Штайнен. Сегодня музыка Шнитке образца 1980-х воспринимается как спектакли Театра на Таганке тех же лет, она отдает эдакой советской смелостью и переоцененным остроумием. Новость для нас состояла в том, что музыкальная «таганка» теперь пела на немецком языке. Первые же два акта оперы (исполненные с купюрами) состоят из общих мест европейского авангарда: в них Шнитке уже совсем «не наш». Неяркую, но очень сложную музыку вывезли на себе РНО с Юровским, хор Тевлина и певцы экстра-класса – тенор Маркус Брутчер (Рассказчик), контратенор Эндрю Уоттс (Мефистофель) и бас Стивен Ричардсон (Фауст). Благодаря им наш уважаемый классик вернулся к нам европейцем.