Вектор


Проверка слухом

Вице-президент РЖД Автандил Горгиладзе пообещал вчера участникам Азиатского финансового форума в Гонконге скорое IPO железнодорожной монополии (цитата по Reuters): «Надеюсь, что это произойдет в ближайшем времени, хотя это зависит от многих обстоятельств». Горгиладзе удивил не только инвесторов, но и саму РЖД: по версии пресс-службы компании, он заявил, что решение об этом будет принимать правительство как единственный акционер РЖД.

Никаких планов IPO совет РЖД не рассматривал, уверяют сотрудник компании и источник, близкий к ее совету директоров. Совет по просьбе менеджмента собирался рассмотреть вопрос об IPO в октябре, но он был снят по требованию комитета по стратегии при совете, напоминает сотрудник РЖД. Непонятно, какую идею компании можно было бы продать инвесторам, удивляется второй собеседник «Ведомостей»: железнодорожная реформа не закончена, необходимо менять регулирование отрасли. Идеи о выводе РЖД на биржу регулярно появляются у Минэкономразвития, вспоминает он. Никаких планов на этот счет нет, утверждает источник «Ведомостей» в министерстве. Скорее всего, журналисты в Гонконге действительно неправильно поняли вице-президента РЖД. Для компании эта ошибка даже в плюс: по реакции на такие слухи можно легко судить об интересе инвесторов к компании.

YouTube за деньги

Крупнейший видеохостинг интернета, принадлежащий Google, объявил, что начинает экспериментировать с платными роликами, сообщила WSJ. До сих пор YouTube размещал все материалы исключительно для бесплатного просмотра – как ролики, снятые простыми пользователями, так и видео, права на которые принадлежат теле- или кинокомпаниям. Зарабатывал сайт исключительно на рекламе. Теперь же на сервисе появится возможность брать видео напрокат – прежде всего фильмы. По данным WSJ, YouTube уже вел переговоры на этот счет с кинокомпаниями Lions Gate Entertainment, Sony Corp., Metro-Goldwyn-Mayer Inc. и Warner Bros. Сервисов, где можно покупать фильмы для разового просмотра, немало. Но для YouTube появление платной модели показа если и не революция, то, по крайней мере, серьезное изменение, не очень соответствующее имиджу этого сервиса. Возможно, это уступка YouTube правообладателям, которые давно не в восторге от того, как видеохостинг обращается с их контентом. А может быть, YouTube просто хочет зарабатывать больше, ведь он все еще убыточен.

«Газпром» виноват

«Доступ к газотранспортной системе независимые производители получают только по согласованию с «Газпромом», концерн сам решает, допускать ли производителя до трубы, и были случаи, когда «Газпром» «использовал свою власть», чтобы ограничить доступ независимым производителям», – предупреждает инвесторов в меморандуме к размещению облигаций ТНК-BP. К примеру, «Роспан», на который приходится около 16% продаж газа ТНК-BP, за девять месяцев прошлого года снизил производство на 10,5% до 1,7 млрд куб. м. И все из-за введенных ограничений на прокачку газа в адрес независимых, сказано в документе. Тогда у «Газпрома» была уважительная причина – рухнувший повсеместно спрос на газ. ТНК-BP не первый год торгуется с «Газпромом» о квотах для «Роспана». Надежды нефтяники не теряют: ТНК-BP готовит документы о заключении контракта с «Газпромом» на прокачку в 2011–2016 гг., сказано в меморандуме. Но аппетиты компания явно умерила: речь идет о прокачке 3 млрд куб. м в 2011 г., 9,9 млрд куб. м в 2016 г. Раньше ТНК-BP планировала к 2015 г. добывать на «Роспане» 15–17 млрд куб. м.

Дорогой стандарт

Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова назвала очередной срок перехода российской фармпромышленности на международные стандарты качества GMP, на этот раз – с 2012 г. Эта дата, по ее словам, будет внесена в законопроект «Об обращении лекарственных средств» во время его второго чтения. Сейчас в России выдано более 400 лицензий на производство, но «только 30 предприятий работают по стандартам GMP», посетовала Голикова (цитаты по «Интерфаксу»).

О необходимости внедрения GMP федеральные чиновники говорят уже больше 10 лет. Год назад обсуждался переход на этот стандарт с 2010 г. Эти планы все время натыкаются на одно и то же препятствие: десятки предприятий выпускают крайне дешевые препараты с минимальной рентабельностью. Необходимость технического переоснащения приведет к их подорожанию и закрытию части их производителей. Сможет ли правительство пожертвовать низкой ценой ради более высокого качества?