Гонка за ценой

Продажи иномарок в Петербурге в 2009 г. сократились на 46% и вряд ли восстановятся в ближайший год
Е.Кузьмина

В 2009 г. в Петербурге продано 103 040 иномарок, на 45,6% меньше, чем в 2008 г., говорится в отчете агентства «Автостат». Петербургский рынок сократился меньше, чем российский, – по данным Европейской ассоциации бизнеса, в прошлом году продажи иномарок в стране упали на 50,8% до 1 млн штук. В 2008 г., несмотря на начавшийся кризис, петербургский рынок, по данным «Автостата», вырос в полтора раза, а в самый лучший для авторынка год – 2007-й – автодилеры продали на 71% автомобилей больше, чем в 2006 г.

На рынках двух столиц платежеспособный спрос сохранился в большей степени, чем в целом по стране, говорит директор по маркетингу УК «Мега-авто» Светлана Тараканова. В конце 2008 – начале 2009 г. банки резко сократили программы автокредитования, рассказывает руководитель представительства одного из федеральных дилеров, – доля автомобилей, продаваемых в кредит, снизилась с 50% до 10%. Но уже осенью до 40% машин стало продаваться в кредит, говорит он.

Самой продаваемой маркой в городе в 2009 г. стала Chevrolet, до этого два года лидерство держал Ford. Спрос сместился в сторону недорогих автомобилей, объясняет Михаил Шевельков, директор по продажам «Аларм-моторс» (дилер Ford). Некоторые модели Chevrolet стоят от 350 000 руб., а самая популярная модель, Ford Focus, – 550 000–600 000 руб., говорит он.

В десятке самых продаваемых машин появились Renault и Kia. До марта 2009 г., когда в России открылось официальное представительство Kia, машины этой марки импортировали два дистрибутора и единой статистики продаж не было, объясняет представитель Kia Motor Rus Андрей Матвеев. По сравнению с 2008 г. продажи этой марки в Петербурге снизились на 20–30%, оценивает исполнительный директор дилера Kia «Открытая дорога» Дмитрий Фещенко. Продажи Renault в целом по России выглядят лучше рынка, из-за высокого спроса на Logan они упали не более чем на 30%, говорит топ-менеджер одного из петербургских дилеров марки.

В 2010 г. стоит ожидать стагнации рынка, возможен рост в пределах 5%, полагает гендиректор «РРТ Юго-Запад» Павел Копатько. Потребительский оптимизм и вновь открывшийся доступ к кредитам, возможно, не дадут продажам продолжить падение, соглашается гендиректор «Атлант-М Лахта» Евгений Пекарский. Продажи в ближайшие годы вряд ли восстановятся до докризисного уровня, клиенты будут менять машины раз в 3–4 года, а не раз в два года, как раньше, считает Фещенко из «Открытой дороги».