Грустный праздник

Заказов на проведение новогодних корпоративов в декабре 2009 г. было в несколько раз меньше, чем год назад

В 2008 г. рестораны были забронированы с сентября, а в 2009 г. найти достойную площадку можно было вплоть до самых праздников, сообщила Алена Салтыкова, представитель петербургского филиала Альфа-банка. По ее словам, стоимость предложений снизилась на 30%, подешевели сопутствующие услуги, а расходы на человека в ресторане упали с 1500–2000 до 400 руб. Ажиотажа докризисного времени нет, в этом году рестораны предлагали бесплатную аренду помещения и звукоусилительной аппаратуры при условии заказа напитков и угощений, рассказал Игорь Жигунов, зампред правления Городского ипотечного банка. Ряд банкетных залов готовы были при стоимости меню в 2000 руб. не брать плату за аренду зала, утверждает PR-директор АРИН Анна Отрощенко. Бюджет праздника в 2009 г. снижен на 40%, около трети расходов банк сэкономил за счет переноса корпоратива с выходного дня на будний, говорит менеджер одного из банковских филиалов.

Сотрудники компании «Вестколл» в этот раз праздновали Новый год в собственном офисе, был фуршет с дегустацией блюд собственного приготовления, рассказала руководитель группы рекламы и PR оператора Марина Тихонова. Раньше «Вестколл» заказывал банкетный зал в ресторане. «Хотя партнеры-организаторы предлагали скидки на меню до 30%, бесплатный трансфер, украшение зала, а также скидку на развлекательную программу, мы обошлись своими силами», – говорит Тихонова.

Крупный машиностроительный холдинг отпраздновал Новый год в собственном зале при помощи кейтеринговой компании. «Мы отказались от горячих блюд, самостоятельно закупили алкоголь, в итоге потратили в два с половиной раза меньше по сравнению с прошлым годом», – доволен представитель холдинга.

В 2008 г. корпоративы состоялись, потому что предоплата за них была внесена еще летом, а в конце 2009 г. заказов стало меньше в три раза, говорит Константин Белый, гендиректор ЗАО «Тритон». По его наблюдению, перестали праздновать некоторые рекламные агентства и банки, а вот строительные компании, выполняющие госзаказы, «корпоративы проводили, проводят и будут проводить». Заказчики сократили затраты с 3000 руб. на человека до 2500 руб. без стоимости алкоголя, говорит он.

Раньше банкеты проходили каждый день всю вторую половину декабря, а в 2009 г. – лишь девять дней, подсчитала управляющая рестораном «Швабский домик» Наталья Старкова. Сегмент банкетов, корпоративных праздников сильно упал: если в прошлом году люди по инерции тратили запасы, то в этом году тратить нечего, согласен гендиректор компании «Свои в городе» Леонид Гарбар.

До кризиса на проведение новогодних корпоративов приходилось не менее 50% от годового оборота кейтеринговой компании, говорит Виктория Чакрышкина, директор Baltic Catering Group. Прошлой зимой клиенты меняли банкет на фуршет, но заказы не отменяли, а в декабре 2009 г. впервые за 10 лет компании в разы сократили количество заказов, сказала она.

Заказов стало меньше на 50–60% по сравнению даже с прошлым годом, сокрушается представитель кейтеринговой компании «Карт-бланш». По его словам, крупные компании отказываются от выездного обслуживания в пользу стационарных ресторанов. Гарбар утверждает, что не почувствовал притока клиентов кейтеринговых компаний.

Несмотря на спад, компания держится за счет давних клиентов и перепрофилировать бизнес не планирует, утверждает представитель «Карт-бланш». По словам Белого, «Тритон» не собирается отказываться от кейтеринга, который отличается высокой рентабельностью. Два участника рынка оценили доходность этого бизнеса не менее чем в 40%. Рентабельность выездного обслуживания гораздо выше, чем у традиционных ресторанов, она достигает 50%, говорит гендиректор Restcon Андрей Петраков. Стоимость банкета в ресторане Старкова оценивает от 1500 руб. с человека, а организацию выездного обслуживания – в 3000 руб.