В бизнесе соревнуются маниманы и спортсмены.


Цели и ценности. Новые методы работы с будущим

Аркадий Пригожин

М.: Дело, 2010. 432 с.

У Ивана Николаевича была цель в жизни, но он в нее не попал – этот перл из школьных сочинений легко объясняется благодаря новой книге Аркадия Пригожина «Цели и ценности», в которой написано: «Ценности – это ориентиры в поисках блага, цели – планируемые результаты на пути движения к нему».

Как и в предыдущих трудах, Пригожин развивает собственную школу управления (подчеркну, единственную в нынешней России!). Главная его посылка – в любой организации действуют силовые векторы – оргпотенциалы: синергики – цели, создающие «инновационность и проактивность, ориентацию на максимальные достижения с множественным эффектом»; синкретики – цели, «оказывающие охранительное действие на удержание целостности, постоянства, преемственности состояния, управляемости», и энтропики – цели «деструктивного напряжения, рассогласования с последующими потерями, разнообразной дезорганизацией».

Автор выявляет типологию бизнеса по целям: на рынке бок о бок действуют маниманы (богатство – самоцель) и спортсмены (первенство, опережение), государственники (улучшить среду города, региона, страны) и созидатели (совершенный бизнес), гедонисты (все удовольствия жизни) и охранители (устойчивость, безопасность). Первые, по его мнению, «будут искать ниши и сегменты с максимальной нормой прибыли. Они готовы сбросить любую из своих бизнес-единиц, если доходность ее снижается». «Как правило, их регулярный менеджмент плохо налажен, фирма слабо управляема, там довольно конфликтная среда, оплата большинства сотрудников на нижнем пределе возможного, экономятся средства на условиях работы, наказания преобладают над поощрениями», – делится наблюдениями автор.

В противовес им созидатели «более всего сосредоточены на развитии собственного дела, его совершенствовании, укреплении. Их идеал – так называемая вечная компания с большим ресурсом прочности». «Стремятся к глубокой вертикальной интеграции и центрированной диверсификации бизнеса. Значительные средства тратят на инвестиции в предприятие. Много работают над стратегией и конкурентными преимуществами. Конкурируют они сдержанно, на занятые ниши рынка не претендуют, но тщательно огораживают свою».

В реальности все же действует много «сочетанных типов, у которых разнообразные идеалы с преобладанием одного», но «партнерство с миниманами, спортсменами, гедонистами гораздо менее надежно, чем с остальными типами предпринимателей. Наилучшие стратеги – государственники, спортсмены и созидатели. Они же и больше других озабочены развитием организационной культуры».

Сам Пригожин озабочен не тем, что рынок растет и усложняется, а тем, что многие компании теряют гибкость, энергию, «бетонируются». И как консультант заверяет: «Чем толще бизнес, тем более тонкая настройка ему нужна».