Подзарядка Гона

«Если бы мне предложили поспорить сегодня, я бы сказал, что скоро мы увидим дефицит электромобилей», – заявил Карлос Гон, генеральный директор Renault и Nissan. Коллеги с ним не согласны

Автопроизводители в течение ближайших двух лет будут стараться изо всех сил удовлетворить спрос на электромобили (а также на литиевые батарейки для них), заявил Гон. Размер рынка он не назвал. Но Израиль и Дания уже заказали по 100 000 седанов Renault Fluence ZE, которые должны появиться на рынке в 2011 г. О заказе такого же числа машин думает и Франция, сообщил Гон. Nissan скоро начнет принимать заказы в Японии и Европе на свой Leaf ZE, добавил он. В США заявки уже принимаются. Продажи Leaf ZE начнутся в конце 2010 г., а массовое производство – в 2012 г. По оценкам Nissan, через 10 лет каждое 10-е авто будет электромобилем.

Франко-японский консорциум намерен собрать сливки этого спроса: ведь к 2011 г. он будет «единственным на рынке», кто предлагает электромобили, сказал Гон. К 2013 г. производственные мощности Renault-Nissan будут рассчитаны на 150 000 электромобилей в Японии, 200 000 – в Европе и более чем 200 000 – в США, добавил он. В серийное производство будут запущены Twizy, Zoe и Kangoo. А инвестиции партнеров в технологии запланированы в $5,6 млрд.

«Мы создаем систему. Кто еще это делает?» – спрашивает Гон. Многие автопроизводители выставили прототипы электромобилей на автосалоне в Женеве. «Я не думаю, что показ автомобиля означает, что вы готовы к наступлению», – комментирует он. Но консорциум все же не единственный на рынке: PSA Peugeot Citroen планирует запуск двух электромобилей в Европе в этом году, а MiEV производства Mitsubishi уже ездят в Японии.

Пока что спрос на электромобили невысок. По подсчетам Oliver Wyman, в мире сейчас около 10 000 владельцев таких машин, а через 15 лет лишь 3% автомобилей в мире будут работать только на электричестве. Многие автоконцерны согласны, что электромобили в отличие от гибридов с бензиновым двигателем (типа Toyota Prius) останутся нишевым продуктом – в них нет устройств, позволяющих продолжить поездку, если батарея сядет, а инфраструктура для подзарядки только начинает создаваться. Honda планирует запуск аккумуляторного электромобиля, говорит глава компании Таканобу Ито, но «мы не ожидаем слишком больших объемов продаж этой модели». «Мы только через 10 лет узнаем, чего стоят электромобили», – добавляет руководитель Audi Руперт Штадлер.