Вектор


Проекция на «дочки»

ВТБ готовится к росту активов и прибыльности. И хотя сейчас кредитный портфель банка не растет, ситуация изменится достаточно скоро, в III–IV квартале этого года, заявил президент ВТБ Андрей Костин: уже наблюдается рост активности в ресурсных отраслях и у крупного бизнеса, т. е. у ключевых клиентов ВТБ. А пик резервирования, по его словам, ВТБ пройдет в июне. Как и до кризиса, ВТБ смотрит не только на внутренний рынок, но и на рынки СНГ, где он лидирует среди российских банков по количеству дочерних структур. Костин, в частности, пообещал дополнительные инвестиции в Украину и Казахстан на расширение сети и активизацию розничного бизнеса.

ВТБ намерен спрашивать с «дочек» – через три года они должны обеспечивать рентабельность капитала не ниже 15%, в противном случае может возникнуть вопрос об их продаже, признал Костин. Это один из первых целевых показателей, который назван руководством ВТБ. Сейчас банк готовит стратегию развития, ее содержание засекречено. Однако вряд ли требования к «дочкам» будут сильно отличаться от материнского банка. И названные Костиным 15% отдачи на капитал могут стать ориентиром рентабельности самого ВТБ.

Обмен претензиями

Не только клиенты «Газпрома» готовы предъявлять ему претензии – за убытки от газовой войны 2009 г., за заниженные транзитные ставки и проч. Концерн тоже так может – например, по тарифам подконтрольной ему Каунасской ТЭС в Литве. «Газпром» требует от страны компенсировать ему 342,22 млн литов за 2003–2008 гг. ($134,6 млн по текущему курсу) – за то, что Литва изменила методику расчета тарифов на тепло, говорится на сайте ТЭС. Концерн предлагает либо изменить методику опять, либо выплатить деньги. Правительство Литвы надеется на компромисс и обращает внимание, что главная претензия не к нему, а к городской монополии Kauno Energija (которая продала ТЭС «Газпрому» в 2003 г.). Кто бы ни был виноват, компромисс, скорее всего, будет. Ни один еще серьезный спор между «Газпромом» и европейскими клиентами не заканчивался скандалом – все решалось тихо. А у Литвы тоже были встречные претензии: она, как и многие другие, теперь считает, что переплачивает «Газпрому» за газ.

Добытчик, а не продавец

В 2009 г. «Алроса» стала крупнейшим мировым производителем алмазов; она добыла 32,8 млн каратов, передает «Интерфакс». «Алроса», на которую приходится 97% всей добычи алмазов в России, снизила объем на 11% к уровню 2008 г., но у конкурентов этот показатель в разы больше: у De Beers добыча упала на 49% (до 24,6 млн каратов), у Rio Tinto – на 33% (до 14,1 млн каратов). Несмотря на кризис, «Алроса» продолжила строительство подземных рудников. «На них мы потратим максимальное количество денег, – рассказывал год назад в интервью «Ведомостям» тогдашний президент «Алросы» Сергей Выборнов. – Сокращать финансирование мы не можем, поскольку это будет означать отказ от добычи». Но алмазы мало добыть – их надо продать. И вот тут лидирует De Beers – компания, вдвое сократив добычу, смогла неплохо заработать: ее выручка составила $3,8 млрд. У «Алросы» – $2,2 млрд. Но у российской компании есть «подушка безопасности». «Мы ушли с рынка и продаем исключительно в Гохран, – рассказывал Выборнов. – Мы хотим поддержать рынок, наших коллег по цеху, мы одни можем позволить себе эту роскошь, поскольку есть поддержка Минфина». В 2010 г. «Алроса» ожидает роста добычи до 33,5 млн каратов, объем алмазного сырья, предложенного рынку, сократится – с $1,3 млрд в 2009 г. до $904 млн.

Устали ждать

В минувшую пятницу в России стартовали продажи новой модели телефона iPhone 3Gs от Apple. Правда, назвать новой ее можно лишь с оговорками – в Европе продажи начались более девяти месяцев назад, а в США еще раньше.

В России iPhone 3Gs стартовал весьма скромно, констатируют представители крупнейших розничных сетей. Так, «Связной» продал за праздничный уикенд всего 500 телефонов по всей стране, тогда как прежняя модель iPhone 3G довольно долго продавалась по 800–1000 штук в день. «Евросеть» продала около 1000 iPhone, передала «Ведомостям» акционер ритейлера Ксения Собчак: цена телефона слишком высока и он недоступен для большинства покупателей. Она ожидает, что после праздников «Евросеть» будет продавать по 100–200 iPhone в день.

Лишь у магазинов ReStore (входят в ECS Group) продажи постепенно выходят на уровень 2008 г.: по данным на утро понедельника, там удалось продать 1600 iPhone 3Gs из 2000 закупленных. Президент ECS Group Евгений Бутман объясняет: у ReStore специализированные магазины, продающие только технику Apple, и именно они у большинства покупателей ассоциируются с iPhone. Неудачи других сетей он объясняет их неподготовленностью к продажам iPhone, отсутствием рекламной поддержки и ценой, оказавшейся выше психологического барьера в 30 000 руб.