Цитата недели

«Выборы проходили в очень сложных для нашей партии регионах». Вячеслав Володин, секретарь президиума генсовета «Единой России»

Так один из руководителей партии власти объяснил ее относительный неуспех на региональных и местных выборах 14 марта, оговорившись, что она тем не менее показала очень хороший результат. Действительно, если сравнивать с выборами в тех же регионах четырехлетней давности, единороссы почти везде существенно прибавили. Но если получение менее 50% в трех регионах, где выбирали парламенты, из восьми (причем в самой промышленно развитой Свердловской области – менее 40%) и проигрыш коммунистам выборов мэра Иркутска, самого крупного из «муниципальных призов» в нынешней кампании, сравнить с последними выборами в Госдуму (в тех же регионах – 60–70%, в Свердловской области результат в 2007 г. был лучше в 1,5 раза) или с двумя последними региональными кампаниями, то понятно, почему Володину приходится оправдываться.

То есть нельзя утверждать, что партия власти проиграла, но можно констатировать: динамика для нее отрицательная.

Есть довольно много намеков на то, что все это произошло не без ведома и не без участия администрации президента Дмитрия Медведева. Трудно сказать, насколько увеличивает неудача партии премьера Владимира Путина шансы его преемника получить высший пост второй раз подряд (хотя популярность этой партии, конечно же, будет среди прочего учитываться в конце 2011 г.). Но президент ясно демонстрирует курс на равноудаленность от четырех парламентских партий, на равенство их при доступе к СМИ и административному ресурсу. Он внятно сказал: когда в парламенте только две партии (как в Мосгордуме) – это нехорошо. Он сделал несколько законодательных шагов к этому равенству (не самых, впрочем, принципиальных). И из его администрации еще осенью вышло несколько негласных запретов – в частности, на то, чтобы снимать с выборов крупных игроков, и на то, чтобы открыто и нагло фальсифицировать результаты в пользу партии власти.

По сути, речь идет о том, что административная помощь единороссам несколько ослабла, а остальным партиям – несколько усилилась. Но и этого хватило. Если это «несколько» выразить в электоральной арифметике, получится как раз 10–15%.