Торговый передел

Федеральные торговые сети все активнее вытесняют местных игроков с рынка торговой недвижимости Нижнего Новгорода

В 2009 г. на рынок вышло всего 32 000 кв. м торговых площадей. Были введены Seven («Эталон-инвест», 10 000 кв. м), торгцентр в Приокском районе («Жанто», 6000 кв. м), «Касторама», первая очередь ТРЦ в микрорайоне «Седьмое небо» («Столица Нижний», 13 000 кв. м). Еще 15 600 кв. м для торговли появились в ТОЦ «Лобачевский Plaza» («Новый город»), сданном в эксплуатацию в 2008 г., и 1200 кв. м на первом этаже еще не сданного в эксплуатацию ТЦ «Москва-сити» (Московская финансовая компания).

В городе открывается все больше магазинов федеральных сетевиков. В прошлом году начали работу 28 новых магазинов от Spar Middle Volga, а X5 Retail Group открыла супермаркет «Перекресток» и 11 дискаунтеров «Пятерочка». Дмитрий Груданов, директор Волго-Вятского филиала X5 Retail Group, рассказал, что компания и в 2010 г. продолжит занимать площадки в проходных местах, освобождаемые прежними операторами, «если устроит цена аренды». По данным Нижегородского центра научной экспертизы (НЦНЭ), за прошлый год ставки в торговых центрах упали в среднем на 25%, площади во встроенных магазинах нагорной части города подешевели наполовину, в заречной части – на 38%.

Местные сетевики уступают федеральным в количестве магазинов и их масштабе, зато нередко выигрывают в выборе места, так как хорошо знают город, утверждает Татьяна Романчева, директор НЦНЭ. Но зачастую для развития им требуется поддержка. Например, новую сеть Seven гендиректор компании «Медведь» Андрей Горбатов создает вместе с неназванными им партнерами. Вкладом Горбатова в проект стали 17 сетевых магазинов «Медведь».

Эксперты утверждают, что активно расширяются в основном продуктовые ритейлеры. Сетевики, торгующие бытовой техникой, мебелью и т. п., пока не планируют экстенсивного развития, делится Романчева. Сейчас местные ритейлеры берут под магазины 100–150 кв. м, рассказывает Надежда Данилова, менеджер риэлторской компании «Адрес». До кризиса, сравнивает она, были популярны помещения по 200–300 кв. м.

Банки-продавцы

Новое предложение торговой недвижимости на продажу все чаще пополняют банки, выставляющие на рынок имущество несостоятельных должников. Например, в базе «Адреса» есть несколько предложений о продаже залоговых торговых объектов, поделилась Данилова, отказавшись назвать продавцов. По данным Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, в январе 2010 г. у судебных приставов было 37 000 исполнительных производств по искам, выигранным банками у несостоятельных должников. Это в два раза больше, чем в январе 2009 г.

Банки, по словам Даниловой, пытаются продать залоговые объекты по докризисным ценам.

Год без открытий

Крупные же торговые объекты, строительство или открытие которых было приостановлено в 2008 г., до сих пор не возобновлены. До сих пор не открылись уже построенные ТЦ «Сормовский» («Мосмарт», 10 000 кв. м) и «Огни столицы» (Волго-Окская инвестиционная группа, 65 000 кв. м). По данным правительства Нижегородской области, всего законсервировано 20 инвестпроектов в сфере торговли.

Другие проекты подверглись реконцепции. Компания «Нижегородец», торгующая автомобилями, открыла вместо автосалона сельскохозяйственный рынок в Московском районе на площади 4,9 га. В Нижегородском районе «Жилстрой-НН» открыла продуктовый рынок в здании, предназначавшемся до этого под обычный торгцентр районного масштаба. «Сейчас у нас 100%-ная заполняемость», – радуется Ольга Сажина, директор по маркетингу «Жилстрой-НН».