Референдум или опрос

Вместо референдума по «Охта центру» губернатор Валентина Матвиенко предлагает провести социологическое исследование

Матвиенко вчера впервые высказалась о референдуме по строительству 400-метрового небоскреба для «Газпрома». «Мы должны найти форму изучения общественного мнения в отношении столь резонансного проекта», – заявила она в Законодательном собрании. По словам губернатора, анализ явки на местные выборы делает иллюзорной перспективу референдума, для которого нужно участие половины горожан. Возможно, выход – в проведении масштабного опроса силами независимых социологов, имеющих репутацию, полагает она.

Лучший соцопрос – референдум, который даже если не даст 50%-ной явки, будет репрезентативным, уверен лидер петербургского «Яблока» Максим Резник, один из инициаторов референдума. Смольный может нанять заказных социологов, которые вместо опроса проведут пропаганду проекта, предупреждает он.

Репрезентативность зависит от случайности выборки и независимости компании, говорит замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Опрос с выборкой более 1000 человек он считает нецелесообразным. Можно опросить 500 человек в мэрии, а можно – в учреждении культуры, результаты будут совершенно разными, рассуждает эксперт. Большая часть респондентов в любом соцопросе формирует свою позицию уже во время опроса, пытаясь угадать, что понравится опрашивающему, часто – по материалам СМИ, говорит директор Межрегиональной электоральной сети поддержки Григорий Голосов. А на референдум, по его словам, чаще приходят люди со сформировавшейся позицией, поэтому результаты опроса и референдума могут быть разными. Правовых причин для отказа в референдуме Голосов не видит. По оценке Гражданкина, опрос 1000 человек в Петербурге может стоить около 300 000 руб.