Танцовщица спела Малера

Пасхальный фестиваль в Вене поставил эксперимент над музыкой Густава Малера и собственной публикой
A. Van Aershot

Для некоторых фестивальных завсегдатаев непреодолимым испытанием оказались «3Adieux» двух хореографов – бельгийки Анн-Терезы Керсмекер и француза Жерома Беля. «Прощание», последнюю часть малеровской «Песни о земле», исполняли в версии Шенберга для камерного оркестра.

Сначала Керсмекер долго и смешно рассказывала, как ей всю жизнь хотелось самой спеть Малера, как ее высмеяла учительница пения, как повезло с оркестровкой Шенберга, позволившей сэкономить на большом оркестре, и как тяжело танцевать смерть. Затем английская меццо-сопрано Сара Фульгони пела «Прощание», а Керсмекер танцевала в ботинках для горных прогулок. Публика расценила это как конец, но вышедший на сцену Бель объявил показ еще двух версий «Прощания»: одну – а-ля Гайдн, другую – просто про смерть. В первой музыканты партиями покидают сцену прямо во время исполнения, во второй – по очереди валятся со стульев замертво (особенно трудно пришлось контрабасисту, сумевшему в виртуозном кульбите сохранить свой инструмент целым). Но вечер не завершился издевкой над штампами. В настоящем финале запела танцевавшая Керсмекер – словно для себя, тихо, иногда пришептывая. К профессиональному вокальному исполнению этот танец с подпеванием не имел никакого отношения. Но ничего более интимного, пронзительного и в то же время откровенного слышать не приходилось. Не все в публике могли перенести такое. Зато Малер был бы доволен.