Апология Goldman Sachs

Руководители Goldman Sachs в письме акционерам ответили на критику, которая звучала в адрес банка весь год

Письмо акционерам гендиректора Goldman Sachs Ллойда Бланкфейна и его президента Гэри Кона занимает первые восемь страниц годового отчета, обнародованного перед собранием акционеров, которое пройдет 7 мая. Слово «клиент» в письме встречается 56 раз – по сравнению с прошлогодними 17, подсчитала WSJ.

Такое внимание неудивительно. Пожалуй, главный упрек в адрес Goldman Sachs – это игра в 2007 г. на падение высокорискованных ипотечных бумаг в то время, как клиенты банка продолжали покупать их. В 2007 г. Goldman заработал рекордные на тот момент $11,6 млрд прибыли, а цены на жилье в США с максимума в июле 2006 г. рухнули на 28%, сообщает Bloomberg.

Goldman Sachs не играл против клиентов, используя короткие позиции, утверждают Бланкфейн и Кон. Банк действительно раньше других начал сокращать вложения в недвижимость, но короткие позиции использовались для того, чтобы уравновесить длинные. В 2008 г. Goldman Sachs потерял $3,1 млрд на инструментах, обеспеченных ипотекой, что меньше, чем его главные конкуренты – Citigroup и Merrill Lynch. В 2009 г. акции Goldman Sachs подорожали вдвое.

Бланкфейн и Кон отвечают и на обвинения, что Goldman Sachs получил $12,9 млрд по страховым контрактам от AIG, которой для спасения от банкротства потребовалось более $180 млрд госпомощи. На сделках с AIG банк заработал лишь $2,5 млрд, говорится в письме. Еще $5,6 млрд ушли на выкуп инструментов у клиентов банка в рамках трехсторонних сделок с AIG, $4,8 млрд Goldman Sachs обменял на ликвидные активы. «Прямые экономические риски», связанные с AIG, были минимальны, но Goldman Sachs, как и другие, заработал на спасении страховщика, банкротство которого «было бы чрезвычайно разрушительно для рынков».

Goldman Sachs – самый прибыльный инвестбанк в истории США, и хорошие результаты в кризис сделали его мишенью для критики. Политики требуют отменить бонусы для сотрудников Goldman, а обозреватель Rolling Stone назвал его «огромным кальмаром-кровопийцей, обвившим лицо человечества». Бланкфейну пришлось неоднократно комментировать эту фразу.

Обращения к акционерам финансовых компаний редко привлекают чье-то внимание, кроме самих акционеров. Исключение – письма миллиардера Уоррена Баффетта, которые помимо цифр содержат эмоциональные пассажи. Кризис изменил ситуацию, и теперь эмоции позволяет себе не только Баффетт. Гендиректор JPMorgan Джеймс Даймон призвал «не демонизировать» крупные банки. «Некоторым компаниям необходимо быть большими, чтобы делать нужные инвестиции, принимать большие риски и оказывать глобальную поддержку», – написал он акционерам.