Молчуны без внимания

Будущим пенсионерам не стоит ждать повышенного внимания со стороны профессиональных участников фондового рынка. Многие управляющие компании напуганы пассивностью граждан и неопределенностью в будущем, а негосударственные фонды не спешат перестраиваться с корпоративной модели на розничную

Второй результат показала УК «Открытие» – всего лишь 856 человек и 24,7 млн руб. На подавляющее большинство компаний пришлось менее сотни клиентов и менее 1 млн руб. Такой объем привлечения не может оправдать содержание отдельного направления, затрат на организацию продаж и т. д., считает Якушев. У трети УК (к пенсионным накоплениям допущено 57 компаний) по состоянию на конец 2009 г. объемы уже имеющихся портфелей пенсионных накоплений, напрямую размещенных гражданами, не превышали $1 млн.

Управляющие компании утрачивают былой интерес к привлечению средств по программе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Таков, пожалуй, один из основных итогов кампании по привлечению граждан на обслуживание в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды в 2009 г.

Дамоклов меч

За год в 60 портфелей (без учета государственной управляющей компании – Внешэкономбанка) УК привлекли с рынка 7400 новых клиентов, получив дополнительные 233,9 млн руб., свидетельствуют данные Пенсионного фонда России (ПФР).

Лидер привлечения, УК «Тройка диалог», сумел получить 2461 человека – почти столько же, сколько пришло и в портфель госбумаг ВЭБа после того, как портфель молчунов решено было расширить за счет корпоративных облигаций. Доля перешедших в УК с каждым годом все меньше и меньше и «Тройка» практически единственная компания, продолжающая позиционировать себя в этом секторе, считает руководитель компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев.

К тому же настойчивее становятся призывы отлучить управляющих от непосредственного общения с будущими пенсионерами. Об этом говорил, в частности, руководитель ПФР Антон Дроздов. Такое предложение есть и в стратегии развития пенсионной системы, подготовленной Минздравом для обсуждения в правительстве.

Впрочем, уверенности насчет продления контрактов с ПФР, которые действуют до 2014 г., нет не только у частных управляющих, но и у ВЭБа: ведь портфель молчунов согласно проекту стратегии может быть преобразован в государственный накопительный пенсионный фонд, который будет работать наравне с другими НПФ.

Ритейл в уме

У негосударственных пенсионных фондов меньше поводов для пессимизма. Несмотря на кризис, им удалось собрать 2,2 млн заявлений от новых клиентов по ОПС против 2,17 млн заявлений годом ранее. Невелики и потери – сменить НПФ на государственного управляющего решило лишь около 100 000 человек, хотя многие эксперты предрекали более массовое «бегство в стабильность».

Однако если по итогам 2008 г. ПФР признал недействительными около 340 000 заявлений (16% поданных), то в этом году НПФ недосчитались уже около 400 000 заявителей – т. е. доля брака в работе агентов выросла почти до 19%. Таким образом, если по итогам 2008 г. был прирост базы в полтора раза, то в 2009 г. она выросла лишь на треть.

В 2009 г. начала работу программа софинансирования пенсий, от которой ожидалось резкое снижение числа молчунов: предполагалось, что молчуны, наконец обратив внимание на свои пенсионные деньги, задумаются и об их правильном, высокодоходном размещении. И хотя реально в программе в течение года приняли участие лишь 724 900 человек, на участие в ней было подано практически то же количество заявлений, что и на переход из ПФР в НПФ, – 2,1 млн, причем все они были признаны действительными.

На рынке продолжают лидировать корпоративные НПФ – такие, как «Благосостояние» (для работников структур РЖД), «Газфонд» (для работников структур «Газпрома») и т. д. Однако степень их охвата внутри корпораций близится к пределу – например, у «Благосостояния» она приближается к 70%, отмечает Якушев. В связи с этим корпоративным фондам приходится выходить на открытый рынок – и скорость привлечения падает. И если «Газфонд» снизил показатели незначительно, на 9%, то у «Благосостояния» число привлеченных клиентов ПФР снизилось почти наполовину (46%).

«В 2008 г. у нас была большая экспансия, было более 60 отделений, а в 2009 г. мы сократились до пяти филиалов, головного офиса и нескольких представительств на заводах», – говорит операционный директор НПФ «Социум» Алексей Белоусов. В результате объем привлечения молчунов снизился с 160 837 до 1135 человек.

У всех НПФ есть свои причины для изменения ситуации: например, показатели привлечения «Первого национального» тоже упали с 91 333 до 512 человек – но это говорит лишь о том, что вместо розничных продаж фонд направил ресурсы на консолидацию мелких фондов, поясняет представитель фонда.

Тем не менее розница становится все более заметной. В пятерку лидеров привлечения вошли два новых игрока, ориентированных прежде всего на розницу, – «Промагрофонд» и «Ренессанс», а в топ-15 лидеров доля преимущественно розничных фондов приближается к половине, говорит Якушев.