Последний ресурс: Внутренний клиент


Это только в идеальной организации идеальные люди идеально работают. А вот как сделать, чтобы реальные люди в реальной компании работали эффективно – вопрос.

Долгие годы бизнесмены и менеджеры тешили себя двумя сказками: 1. «В организацию приходит работать «человек экономический». 2. «В организацию приходит работать «человек-функция».

В первом случае по сложным формулам высчитываются коэффициенты, помогающие соотнести доходы работника с результатами его труда. В основе этой сказки лежит убеждение, что человек приходит на работу для того, чтобы заработать как можно больше денег. Если плохо работает, значит, мало платят.

Во втором случае исходят из убеждений, что если уж человек пришел и согласен на определенное вознаграждение, то должен тупо выполнять должностную инструкцию. Если возникают проблемы, то либо инструкция плохая и ее надо уточнять, либо работник ленивый и его надо подгонять.

В нынешней России эти две сказки по-прежнему доминируют, а на самом деле все гораздо сложнее. Например, по исследованиям социологов Сорбонны, проведенным в странах ЕС, только 15% работников заинтересованы в карьерном росте, все остальные, в принципе, довольны уровнем дохода и не собираются прикладывать усилия для его повышения. Люди хотят жить здесь и сейчас. Успех и растущая куча денег перестают быть основными ценностями, все более ценными становятся здоровье, комфорт и свободное время. Все более привлекательной – позиция фриланс, а не работа на конвейере. Это следствие того, что в развитых странах достигнут такой уровень социальной защиты, что у людей исчезло беспокойство по поводу удовлетворения физиологических потребностей. Они не боятся умереть с голоду в случае потери работы.

В России поведение «здесь и сейчас» демонстрируют коренные жители ряда крупных городов, а, например, недавно переехавшие в них жители регионов в значительно большей степени карьерно-ориентированы. С другой стороны, в малых городах население выживает за счет натурального хозяйства, а работа всего лишь незначительный приработок.

Сегодняшний менеджер занимается минимизацией организационных рисков. Поведение персонала, его цели и потребности – это тоже риски. Можно сказать, что персонал – клиент организации, только внутренний. Пока что в России мало хороших внутренних клиентов, и простая мысль, что «кадры решают все», пришла в головы минимальному количеству собственников. По мере взросления рынка результат деятельности организаций все больше будет зависеть от компетенций работников. Выживут бизнес-организации, которые не просто найдут и пригласят к себе лучших, а сумеют установить с ними длительные партнерские отношения на выгодных для обоих партнеров условиях.