Сюрприз для дилеров

Автосалоны впервые с начала кризиса почувствовали дефицит. Популярные автомобили 2008 и 2009 гг. почти распроданы, а заказ новых из-за кризиса сократился наполовину
Е.Кузьмина

Заказы на Logan в «Рольф Лахте» принимают на сентябрь-октябрь, а Sandero (московский «Автофрамос» начал выпускать его только в феврале) обещают только в январе 2011 г., рассказал сотрудник центра. В двух салонах Toyota сообщили, что у них осталось несколько Corolla 2009 г. выпуска, а Land Cruiser будет не раньше июня. Kia Cerato покупатель сможет получить не раньше чем через два-три месяца, говорит заместитель гендиректора дилера Kia «Открытая дорога» Дмитрий Фещенко. Это подтверждает сотрудник другого дилера марки – «Шувалово-авто».

В марте продажи иномарок выросли по сравнению с мартом 2009 г. на 25–30%, рассказали руководители 10 дилерских центров Петербурга. При растущем спросе дилеры столкнулись с нехваткой машин, за ними выстраиваются очереди, рассказывает он. Об этом же говорят сотрудники трех дилеров – Renault, Nissan и Hyundai. Спрос на популярные модели превышает предложение примерно на 20%, утверждает Фещенко. Из-за ограничения поставок «Открытая дорога» в марте не увеличила продажи по сравнению с мартом 2009 г., сетует он. Сотрудники импортеров двух японских и одной корейской марки подтвердили дефицит. Спрос растет и в других странах, Россия – не самый приоритетный рынок для автопроизводителей, объясняет один из них.

В этой ситуации выиграют компании, успевшие запустить свои производства в стране – они могут реагировать на рост спроса, считает замдиректора «Автостата» Сергей Удалов. Ford готов гибко реагировать на увеличение спроса, говорит представитель компании, не раскрывая планов завода во Всеволожске. В конце марта гендиректор завода GM Ханс-Юрген Михель пообещал увеличить в 2010 г. производство в шесть раз по сравнению с 2009 г. – до 30 000 машин.

В 2009 г. продажи упали на 50%. В первой половине прошлого года сезонность нарушилась распродажей машин 2008 г. выпуска, объясняет директор Inchcape по Петербургу Артем Фоменко, – пик пришелся не на весну, а на февраль и март. В апреле – мае скидки кончились, сразу наступил обвал, вспоминает он. В начале 2009 г. прошлогодние машины распродавались со скидкой 15–20%, вспоминает руководитель одного из дилеров Mazda.

Машины 2008 и 2009 гг. еще остались у дилеров, но скидки на них уже незначительные, признает представитель Mazda Motor Rus Мария Магуайер. В «Евросиб Пулково» подтвердили наличие Mazda 6 2008 г. выпуска. Остались только самые низколиквидные машины, говорит сотрудник дилера Mazda. По его словам, уже в прошлом году импортеры как минимум вдвое снизили поставки. Машин 2008 г. остались единицы, а 2009 г. – десятки, подтверждает директор одного из дилеров Honda. В четырех салонах сообщили о наличии Mercedes S-класса, Honda Civic и Accord, Hyundai, Ford Focus лишь 2010 г.

Росту продаж способствует оживление кредитов, считает гендиректор дилера GM «РРТ – Юго-Запад» Павел Копатько – в начале прошлого года в кредит продавалось 10% машин, а теперь – 60–80%, как до кризиса. Объемы кредитных машин выросли, но с учетом сокращении продаж в количественном выражении их все равно меньше, чем раньше, добавляет Светлана Тараканова, руководитель отдела маркетинга УК «Мега-авто». У «ВТБ 24» объем выданных в Петербурге автокредитов за I квартал 2009 г. вырос на 12% по сравнению с I кварталом 2010 г. – до 403,7 млн руб., а у Сбербанка – снизился на 40% до 1,19 млрд руб.

Размер первоначального взноса снизился с 30% до 15%, минимальные ставки – на 4 п. п. до 11%, говорит директор департамента «Абсолют банка» Елена Воронина. Средняя сумма кредита за год выросла с 407 000 руб. до 445 000 руб., говорит Алексей Зуев, начальник сектора по работе с автодилерами Северо-Западного Сбербанка.