Спасибо утилизации

Продажи иномарок в Новосибирске в начале 2010 г. продолжали падать. Но восстановление рынка началось, год будет закончен в плюсе, рассчитывают дилеры
Д.Гришкин

Как раньше. Сергей Дьячков

управляющий партнер DSO Consulting:. «Экономика накачалась господдержкой, доходы потребителей не снизились, они вновь начинают покупать товары длительного спроса»

Падение продаж новых иномарок в Сибири замедлилось, подсчитал «Автостат». По его данным, в I квартале в СФО продано 9650 авто, что на 14,4% меньше, чем годом ранее (11 270). Это немного лучше, чем показатели по России в целом: по данным АЕБ (учитывает также продажи отечественных автомобилей), в I квартале они снизились к январю – марту 2009 г. на 25%. Впрочем, два из трех крупнейших сибирских рынка – Новосибирская и Кемеровская области – упали сопоставимыми темпами: на 24,3% и 22% соответственно, по данным «Автостата». Новосибирская область была чемпионом по падению и весь прошлый год – продажи рухнули на 60% до 7380 авто.

Куда лучше обстоят дела у продавцов «АвтоВАЗа». «Новосибирск-Лада» и «Автоцентр», рассказывает их гендиректор и совладелец Сергей Иванков, продали в I квартале 477 авто – на 39% больше, чем в январе – марте 2010 г. Точных данных за апрель еще нет, но за этот месяц продано не меньше 650 машин, из которых более половины приходится на реализованные по программе утилизации, говорит Иванков. Еще месяц назад он прогнозировал, что в целом за год «Новосибирск-Лада» и «Автоцентр» продадут 3000 машин (вдвое больше, чем в 2009 г.), но после успешного апреля прогноз пересмотрен до не менее 4000: «Уже сейчас есть около 3000 заявок по программе утилизации».

Торговцы иномарками в прогнозах сдержаннее. Сейчас продажи ниже прошлогоднего уровня, рынок начнет восстанавливаться с III квартала, ожидает Андрей Доценко, директор по развитию «Новосибспецпроекта» (дилер Mazda, Jaguar, Land Rover, Subaru, Volkswagen). К тому времени восстановится автокредитование (сейчас в структуре продаж компании 10% приходится на кредитные продажи, до кризиса было 25%) и по итогам года будет продано близкое к 2009 г. число автомобилей, считает Доценко.

А директор «Сибтрансавто-Новосибирск» (дилер Chevrolet, Opel, Hummer) Альфед Акзамов уже почувствовал ренессанс автокредитования: 35–38% машин его компания продает в кредит, «в лучшие времена» было меньше – 25–28%. Доля кредитных машин по программе утилизации еще выше – около 50%, добавляет Акзамов. Прогноз Акзамова на годовые продажи – рост до 30%. По его мнению, поможет в том числе программа утилизации. Его компания участвует в программе только с апреля (в марте в Новосибирске не было пунктов утилизации, ближайшие были в Барнауле и Томске), за первый месяц по программе продано 10 авто, еще подано около 140 заявок (примерно 130 из них – на покупку Chevrolet Niva), говорит Акзамов.

«Экономика накачалась господдержкой, доходы потребителей не снизились, и они вновь начинают покупать товары длительного спроса», – отмечает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. По его прогнозу, новосибирский авторынок вырастет на 10% в 2010 г., а структура продаж начнет возвращаться к докризисной. По данным проведенного DSO Consulting исследования, в 2008 г. 80% продаж новых авто в Новосибирске приходилось на машины экономкласса (ценой до $25 000), 15% – на бизнес-класс ($25 000–60 000), 5% – на премиум (дороже $60 000). В 2009 г. доля премиума упала до 2%, бизнес-класса – до 11%, а экономсегмент вырос до 87%. Доля премиум-сегмента в этом году не изменится, но бизнес-класс ближе к концу года начнет восстанавливаться и по итогам года вернет свои 15%, полагает Дьячков.