За чужой счет

Тарифы на электроэнергию и грузоперевозки в 2010–2011 гг. могут вырасти больше, чем планировало правительство. Это чревато разгоном инфляции, констатируют эксперты

Минэкономразвития предлагает ускорить рост тарифов, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на новый тарифный план ведомства. Железнодорожные перевозки грузов в 2011 г. могут подорожать на 14% вместо 9,2%, электроэнергия – на 20,2%, а не на 16%; в этом году – на 17% против запланированных 14%. Такие варианты действительно рассматриваются, подтверждает чиновник Минэкономразвития, оговариваясь, что все цифры еще будут обсуждаться.

Предложение об ускоренном повышении тарифов на перевозки исходит от РЖД, госкомпания опасается, что не получит из бюджета компенсацию выпадающих доходов в 50 млрд руб., рассказывает сотрудник Минэкономразвития. Президент РЖД Владимир Якунин вчера сообщил, что, если Минфин откажется от практики дотаций из бюджета, монополия будет вынуждена просить опережающего роста тарифов (его цитирует «Интерфакс»).

Доходы РЖД складываются из двух составляющих – тарифов и бюджетного субсидирования, комбинация может быть разной, говорит гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Если доля одной из двух составляющих в инвестпрограмме снижается, должна вырасти доля другой, согласен он с Якуниным. Повышение тарифов на электроэнергию поможет и генерирующим, и распределительным компаниям – это позитивный сигнал для инвесторов, готовых вкладываться в отрасль, говорит Матвей Тайц из «Уралсиба». Доля свободного рынка растет, поэтому в любом случае в среднем цены на электроэнергию увеличатся в 2011 г. минимум на 20%, какую бы цифру ни предлагало Минэкономразвития, считает сотрудник энергокомпании.

А вот потребители возмущены планами Минэкономразвития. Ситуация с тарифами на грузоперевозки сейчас просто ненормальная, возмущен сотрудник металлургической компании. Уже в конце 2009 г. доля тарифов в себестоимости продукции дошла до 30%, рассказывает он; государству нужно не ускорять, а тормозить рост тарифов.

При предложенном росте тарифов на грузоперевозки и электроэнергию не стоит даже мечтать о снижении инфляции ниже официального прогноза (6–7%), говорит Оксана Осипова из Центра развития Высшей школы экономики. Естественным монополиям пора отвыкать от докризисного стремления наращивать инвестпрограммы за счет тарифной составляющей, замечает она, и искать другие способы финансирования.