Письмо


Бесполезное спонсорство

Отдельного внимания заслуживает ситуация со спонсорством Олимпиады-2014 в Сочи. На сегодняшний день в качестве «национальных партнеров Сочи-2014» указано восемь организаций, из них пять государственных. При этом удивительно, как «Роснефть», имея долги в $18,5 млрд, находит $160 млн на спонсорство Олимпиады или как «Ростелеком» становится спонсором на сумму всей своей годовой прибыли, а РЖД, получая прямую дотацию из госбюджета более $5 млрд, кроме финансирования работ по развитию инфраструктуры сочинского региона (что рано или поздно надо было бы делать все равно) находит еще $115 млн для прямого финансового взноса. Очевидно, что прибыльные международные компании типа Coca-Cola или Samsung могут тратить свои деньги как им захочется, но ситуация со спонсорством российскими госкомпаниями носит вид откровенного фарса.

На статью «Он дал Олимпиаде второе дыхание» (№ 75 от 27.04.2010, стр. 05)

Кризис начала 70-х гг. привел к резкому сокращению всех видов спортивных расходов. Под угрозой оказалось даже проведение Олимпиад из-за отсутствия желающих их принять (возможно, поэтому в 1974 г. и было принято решение о проведении Олимпиады-80 в Москве). К тому времени акцент сместился с массового спорта на «спорт высших достижений». Вся система массового спорта рассматривалась не как самоценная деятельность, а как место поиска и отбора перспективных спортсменов, целью которых было уже исключительно развлекать публику. Но возникла проблема финансирования: во многих странах все меньше денег на спорт давал некогда один из главных спонсоров – государство. Спортсмены нашли для себя другой источник дохода – рекламу производителей спортивного оборудования, а организаторы соревнований стали брать деньги с телевидения.

Денег много не бывает, и постепенно спортсмены стали рекламировать и другие товары помимо спортивных, а организаторы соревнований стали брать деньги с желающих за эксклюзивное рекламирование непосредственно на месте проведения мероприятий. Особенно преуспел в этом [Хуан Антонио] Самаранч, ставший вице-президентом МОК в 1974 г. и президентом в 1980 г.

В большом спорте начали крутиться большие деньги, а рекламные менеджеры рекламодателей часто хотели лично познакомиться со спортсменами, так что никто как-то не задался вопросом об эффективности рекламных затрат, разве что во внутренних документах компаний. Когда же исследования стали проводиться, выяснилась парадоксальная вещь: эффективности никакой и нет. Люди не помнят, кто был спонсором Олимпиады, а чаще всего спонсором называется компания, которая спонсором не является; при исследовании с подсказкой, например «кто был спонсором, Coca-Cola или PepsiCo, Visa или Mastercard?», выбор носит случайный характер и определяется исключительно потребительскими предпочтениями респондента.

Даже в публикациях, где утверждается, что у запомнивших спонсора отношение к нему улучшается, вы не найдете указания на то, какая доля зрителей заметила спонсора, так как эта величина крайне невелика (до 3% аудитории соревнования). Спонсорские затраты абсолютно бесполезны для рекламодателей. Но так как крупные компании крупных ошибок не признают, то эта практика будет продолжаться.

Михаил Дымшиц, генеральный директор консалтингового агентства «Дымшиц и партнеры»

Газета выступила

На статью «Судьи подменяют чиновников» (№ 77 от 29.04.2010, стр. 04)

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа выражает признательность за публикацию в № 77 от 29.04.2010 газеты «Ведомости» аналитической статьи Кирилла Титаева «Extra Jus: Судьи подменяют чиновников». Данный материал, на наш взгляд, относится к тем очень немногим, что пытаются на серьезном уровне проанализировать ситуацию в сфере экономического правосудия, являющегося необходимым условием защиты прав собственности, стабильности гражданского оборота и инвестиционного климата в Российской Федерации.

Игорь Стрелов, председатель Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа