Докризисные предложения

Рынок автомобильного лизинга оживает. Условия сделок постепенно возвращаются на докризисный уровень, но о восстановлении былых объемов операций пока речи не идет

Объем лизинга автотранспорта за 2009 г. сократился вдвое – до 43,2 млрд руб., подсчитали эксперты ассоциации «Рослизинг». Падение могло бы быть и более существенным, если бы не полученные государственной компанией «Росагролизинг» 10 млрд руб., которые пошли на финансирование сделок с грузовым транспортом, прицепами и полуприцепами.

По некоторым сегментам авторынка, особенно грузового транспорта, падение активности было десятикратным, в результате многим участникам рынка пришлось свернуть деятельность или существенно сократить филиальную сеть, говорит вице-президент по развитию бизнеса компании «Европлан» Александр Михайлов.

Девять месяцев кошмара

Спад начался с конца 2008 г. – в связи с экономической ситуацией многие клиенты, у которых была заказана техника (срок производства составлял более двух месяцев), отказались от данных заказов, что повлияло на объемы финансирования, отмечает коммерческий директор «Скания лизинга» Леонид Ткачик. Сыграла свою роль и девальвация, признает он. Так, его компания не могла предложить своим клиентам финансирование в рублях.

Стабилизация на рынке наступила в III квартале прошлого года, вспоминает гендиректор «Соллерс-финанс» Кирилл Скибин. Но к тому времени рынок оказался отброшен на несколько лет назад. Снижение спроса усугубилось значительно выросшей просроченной задолженностью клиентов. Как следствие, техника изымалась и реализовывалась как б/у, вспоминает Ткачик.

Давление на рынок было неравномерным: наиболее сильно оно сказывалось в сегменте грузовых автомобилей и спецтехники.

Влияние на легковой транспорт оказалось меньшим, констатирует Михайлов.

Тем не менее резкий спад активности в первом полугодии предопределил общее падение рынка по его итогам. В 2009 г. было заключено 20 500 договоров, что в два раза меньше, чем годом ранее. При этом средняя стоимость договора не изменилась и составляет порядка 2 млн руб., констатируют в «Рослизинге». Продажи легких коммерческих автомобилей в 2009 г. сократились на 44%, грузовых автомобилей массой 6–16 т – на 63%, массой более 16 т – на 80% (данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса).

Осеннее оживление

Помимо стабилизации в экономике к осени на рынок автомобильного лизинга влияло еще два фактора. С одной стороны, распродавались пулы скопившейся техники, с другой – для компаний стали доступнее ресурсы, все это привело к росту активности на рынке, говорит руководитель блока Бинбанка Дмитрий Зайцев.

Поэтому перед компаниями уже встал вопрос: где брать клиентов, особенно после серьезной оптимизации собственной численности и сети, уточняет Скибин.

2010 год – год сомнительной стабильности. Есть активный спрос на новую технику в связи с полной распродажей стоковых машин по низким ценам и с уменьшением изъятия техники – клиенты начали платить по долгам. То есть упало предложение по б/у технике, рассказывает Ткачик. Сыграл свою роль и отложенный спрос, добавляет Михайлов.

Видно, что бизнес оживает: по лизинговым схемам уходят не только машины для топ-менеджеров, но и коммерческий транспорт, о котором в разгар кризиса практически никто не думал, солидарен Зайцев.

Возникла ситуация, характерная для докризисных годов, когда востребованные модели автомобилей присутствовали в автосалонах в ограниченном количестве. Затоваривание складов, характерное для 2009 г., сменилось в этом году явной нехваткой некоторых моделей машин, уверяет гендиректор «Каркаде лизинга» Лариса Власова. Одно только число входящих звонков за I квартал 2010 г. по отношению к I кварталу предыдущего года выросло в два раза, уверяет она.

Былое и цены

Возросла конкуренция, что не замедлило сказаться на условиях сделок, подчеркивает Скибин. Стали снижаться требования по авансу: если раньше его величина достигала 50%, а в среднем по рынку была на уровне 35%, то к апрелю она снизилась до 15–20%. А с учетом акций производителей эта планка может опускаться и до 10%, рассказывает он. В "Европлан" размеры первоначальных взносов вернулись к 5%, уточняет Михайлов. Ставки также варьируются, однако в среднем они составляют около 20%, рассказывают Скибин и Зайцев. В терминах удорожания техники, которыми оперируют многие компании, и вовсе получаются однозначные цифры.

По условиям сделки уже близки к докризисным – правда, пока не те объемы, да и к рискам компании относятся более внимательно, отмечает Скибин.

Год действительно более активный, чем 2009 г., однако считать его выходом из кризиса сложно, так как до сих пор непонятна ситуация на рынке и стабильности также не чувствуется, что и настораживает многих потенциальных лизингополучателей от приобретения техники, считают в «Скания лизинге».

По мере стабилизации ситуации на авторынке сегмент автолизинга будет расти. Прирост в 2010 г. составит порядка 15%, полагает заместитель гендиректора «Каркаде лизинга» Алексей Смирнов.