«Наша работа – убеждать и отстаивать свои идеи», - Жан-Пьер Плуэ, главный дизайнер PSA Peugeot Citroen

Главный дизайнер PSA Peugeot Citroen Жан-Пьер Плуэ рассказывает, как будут выглядеть новые автомобили двух марок, входящих во французский концерн, и в чем прелесть работы над дизайном легких коммерческих автомобилей

1985

принят на работу в дирекцию по промышленному дизайну компании Renault

1995

перешел в Volkswagen, работает в дизайн-центре Centre Europe SRL (Барселона)

1998

назначен шеф-дизайнером европейского Ford, переезжает в Кельн

2000

назначен директором по дизайну марки Citroen

2008

назначен главным дизайнером PSA Peugeot Citroen

PSA Peugeot Citroen

автомобильный концерн. Финансовые показатели (2009 г.): выручка – 48,42 млрд евро, чистый убыток – 1,27 млрд евро. Акционеры: семья Пежо – 45,7% голосующих акций (30,3% УК), почти все остальные акции – в свободном обращении. крупнейший институциональный инвестор: BNP Paribas – 26,67% голосующих акций (34,61% УК). Продажи (2009 г.): 1,84 млн автомобилей под брендом Peugeot (в том числе, в России – 29 748) и 1,35 млн под брендом Citroen (в России – 12 388). По собственным данным, занимает 5,1% мирового рынка и 2,9% – российского.

Награды нашли героя

Жан-Пьер Плуэ получил призы «За лучший дизайн» за автомобили Renault Twingo первого поколения (1992 г.) и концепт-кар Renault Argos (1993 г.). Ведомости

Жан-Пьер Плуэ стал главным дизайнером концерна PSA Peugeot Citroen в октябре 2008 г. Появление этой должности стало мини-революцией во втором по величине автопроизводителе Европы: до этого дизайн автомобилей Peugeot и автомобилей Citroen создавался автономно друг от друга. Имя (и карьерный рост) Плуэ себе обеспечил, создав новый дизайн для марки Citroen – который очень полюбился покупателям. Решение прежнего президента PSA Peugeot Citroen Кристиана Стреффа о повышении Плуэ спровоцировало внутренний корпоративный конфликт: главный дизайнер Peugeot Жером Галликс, который пришел в компанию за год до этого, не согласился с появлением над собой нового начальника и ушел из PSA. А у Плуэ с начала этого года появилось двое новых подчиненных, отвечающих соответственно за дизайн марок Peugeot и Citroen – Жиль Видаль и Тьерри Метроз. Они разрабатывают дизайн не только пассажирских, но и легких коммерческих автомобилей – а в этом сегменте PSA является лидером в Европе.

– Вы стали руководителем дизайна PSA в конце 2008 г. Ваша жизнь изменилась?

– (Смеется.) Да. Стала намного быстрее! Но теперь, с помощью моих коллег Жиля Видаля, отвечающего за Peugeot, и Тьерри Метроза, отвечающего за Citroen, жизнь постепенно входит в нормальное русло. У каждого из них своя роль, и с их помощью и видением мы можем заново изобрести [наши] стили. Моя роль – арбитра. В группе PSA мы уделяем очень большое внимание качеству дизайна, но также и идентичности брендов. Теперь Тьерри на 100% отвечает за дизайн Citroen, Жиль – на 100% за дизайн Peugeot, а я гарантирую качество их работы и уникальность марок.

– Но все-таки в чем конкретно теперь заключается ваша роль в группе?

– В отпуск ходить, заниматься детьми (смеется). А если серьезно, то я теперь более глубоко занимаюсь нашим будущим – на уровне архитектуры [автомобилей]. Моя роль арбитра тоже важна – потому что у каждого свое видение и проще контролировать двоих, чем одного. Я пришел из Citroen, раньше марки были полностью автономны друг от друга и был риск, что кого-то «занесет».

– В дизайн-подразделении PSA произошли большие кадровые и организационные изменения. Насколько жарки у вас дискуссии по поводу того, каким должен быть стиль для будущих Peugeot и Citroen?

– C нашими инженерами и маркетингом у нас идут постоянные дискуссии, но это нормально: наша работа – это убеждать и отстаивать свои идеи. А перемены позволят нам стать сильнее.

– Есть ли какая-то кооперация между дизайнерами Peugeot и Citroen?

– В нашем большом здании они сидят на одном этаже, но в разных крыльях, вход по электронным пропускам, и ни у кого, кроме меня, нет доступа в оба помещения. Мой офис – посредине, я как бы разграничиваю департамент дизайна Peugeot и департамент дизайна Citroen.

– То есть они вообще не осведомлены о том, над чем работают их коллеги?

– Жиль имеет право время от времени смотреть на то, что делает Citroen, а Тьерри – что делает Peugeot. Но наша цель – делать вещи не похожие, а различные и сильные. Поэтому, когда они видят [что делают коллеги], задача – не повторять, а делать что-то свое, еще лучше. Peugeot и Citroen – не марки-конкуренты, но дух соревновательности все равно должен быть.

– О какой соревновательности идет речь? У вас есть какой-то комитет по новым продуктам, на который дизайнеры представляют идеи, а он отбирает лучшие?

– У нас есть одновременно инстанции, которые принимают решение по продукту и маркетингу на уровне марок, а также горизонтальная структура, которая следит за тем, чтобы не было явных пересечений между марками. И здесь я тоже выступаю арбитром. Например, Citroen сделал концепт [спортивного автомобиля] Survolte. Для Peugeot не было смысла делать концепт в том же жанре, и потому был построен родстер SR-1 – автомобиль-манифест.

– Сколько всего людей под вашим началом?

– По 150 человек в каждой марке, еще человек 30 в той самой горизонтальной структуре.

– А за границей?

– У нас есть бюро в Шанхае – марки тоже сидят в одном здании, но работают сепаратно. Там работает меньше 50 человек. В Бразилии у нас нет такой же четко выделенной структуры, как в Китае, но есть небольшая команда. Странами Mercosur (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. – «Ведомости») у нас сейчас занимается команда в Париже – в ней человек 10, – но нам хотелось бы создать бюро, занимающееся именно Mercosur.

– А каковы планы в отношении России?

– Это следующий этап. Это менее срочно, чем Mercosur. Это не значит, что Россия для нас менее важна, но нам нужно было определить приоритеты. Продукты для России мы можем создавать и в Париже. У нас были русские дизайнеры, и сейчас работают. В России очень хорошая школа дизайна, я лично знаю много русских дизайнеров – они очень креативны.

Нам, дизайнерам, очень важно иметь локальные студии, чтобы понимать вкусы наших клиентов.

– Но в этом году PSA открывает собственный завод в России – сначала на нем будет отверточная сборка, а с 2012 г. должно начаться производство полного цикла. Вам понадобится собственная студия в России.

– Мы начинаем думать о студии в Москве. Не обязательно нанимать много людей – это могут быть два дизайнера, два-три модельера...

– Как вы можете описать дизайн Citroen и дизайн Peugeot?

– Стиль Citroen – живой, сверхэлегантный, более революционный, нежели эволюционный. Стиль Peugeot, каким его показывают новые концепт-кары SR-1 и 5 by Peugeot, – это поиск элегантности, простоты и баланса. То есть это две разные философии: чувства удивления и волшебства, которое рождает Citroen, и классическая чистота и элегантность Peugeot.

– Как и когда родилась идея создать для Citroen премиум-линию DS?

– В 2006–2007 гг. – мы сделали DS3 достаточно быстро. Идея была создать нечто отличительное, что подняло бы имидж марки. Как вы знаете, ранее с имиджем на некоторых рынках были проблемы. Мы сделали DS3, теперь [прототип] DS4, а в скором времени вы увидите DS5 – очень сильную работу, – которые создают добавленную ценность и поднимают имидж марки.

– И не было никаких споров, сомнений – запускать такую линию или нет?

– Сейчас нет. А вначале было сложно.

– В продуктовой линейке PSA не только легковые, но и легкие коммерческие автомобили. Дизайн LCV делать сложнее, чем легковушек?

– Это тоже вызов. Можно делать что-то банальное, а можно такое, как маленький Citroen Nemo, – это забавно. Мне это тоже нравится. Мы компания-лидер на рынке LCV в Европе, и у этого исторические корни: Citroen фактически изобрел этот класс автомобилей – Type H, «каблучок» на базе модели 2CV... Они были и остаются очень современными – чего стоит, например, сдвижная дверь в пассажирский салон у Type H!

– Интерьер или экстерьер – что для вас более важно и как для дизайнера, и как для покупателя?

– И то и другое. Покупатель выбирает экстерьер, но затем живет в интерьере. На мой взгляд, нельзя пренебрегать интерьером – ни с точки зрения концепта, ни с точки зрения исполнения и качества материалов.