Таблетки вместо телевизора

Петербуржцы покупают меньше одежды, бытовой техники и алкоголя, а на лекарствах не экономят
Е.Кузьмина

Потребительское поведение становится более рациональным, решения о покупке крупной бытовой техники принимаются взвешенно и часть покупок откладывается, замечает Сергей Павлов, пресс-секретарь сети «Эльдорадо». По данным «Комкона», в I квартале 2010 г. 45% жителей Петербурга экономили на крупной бытовой технике – покупали меньше, чем обычно, выбирали более дешевые марки или вовсе отказывались от покупки. В прошлом году таких было 39%. Опрос TGI проводился среди 550 жителей Петербурга старше 16 лет.

Больше покупателей стали экономить на одежде и обуви (см. диаграмму). Экономят на обуви высокого ценового сегмента, покупка которой необязательна, продажи повседневной обуви среднего ценового уровня не изменились, потому что причина покупки – износ предыдущей пары, утверждает Александр Греб, PR-директор Ralf Ringer. Его компания в начале 2010 г., по предварительным оценкам, увеличила продажи на 16%. Тем не менее часть клиентов снова возвращается на рынки, говорит менеджер.

Сильнее всего рынок упал в 2009 г. – на 30%, сейчас есть тенденция к улучшению продаж, на масс-маркете не экономят, уверен Аркадий Пекаревский, вице-президент сети Sela. Кризис скорректировал планы компаний премиум-сегмента. С начала этого года в Петербурге были закрыты бутики Versia, Bosco Sport, магазин итальянской обуви Geox.

По итогам I квартала оборот розничной торговли снизился на 2,9% по сравнению с тем же периодом 2009 г. – до 161,6 млрд руб., при этом продажи пищевых продуктов выросли на 6%, а непродовольственных – потеряли 9%, подсчитал Петростат. Из продовольствия сильнее всего пострадали алкогольные напитки и пиво. Общее потребление алкоголя сократилось после введения минимальной цены на водку, доля нелегального рынка падает, а легальное производство в I квартале 2010 г. выросло почти на 10%, говорит председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Зато, согласно опросу «Комкона», больше жителей стали покупать лекарства – почти 65% опрошенных против 50,5% в прошлом году. В 2009 г. из-за девальвации рубля цены на лекарства выросли на треть, в результате потребители отказывались от некоторых дорогостоящих лекарств, говорит Евгений Богданов, гендиректор ОАО «Фармация». В I квартале этого года, по его данным, спрос снизился на 5–7%.