Единороссы сортируют сами себя

Перед выборами городской думы Нижнего Новгорода праймериз «Единой России», едва начавшись, вызвали скандалы в партийных рядах
А.Белоусов

О заранее предрешенных результатах тайного голосования первичных организаций заявили сразу три участника праймериз: президент группы «Фрукты и продукты» Александр Назаренков, замдиректора областной телестудии ННТВ Дмитрий Анисимов и президент регионального фонда поддержки партии «Единая Россия» Михаил Барковский. Праймериз идут с 31 мая до конца июня, на 28 мест в одномандатных округах претендуют 175 единороссов и сторонников партии (см. врез).

Назаренкову в 10-м одномандатном округе представители первичек предпочли не состоящего в партии владельца «Канавинохлеба» Игоря Кондратьева, Анисимову (20-й округ) – председателя совета директоров группы «Электроника» Сергея Кузнецова, сообщала пресс-служба городского отделения партии. Барковский выиграл голосование по 19-му одномандатному округу, но проиграл по территориальной группе главврачу городской 12-й больницы Вячеславу Лазареву. Одни и те же люди, собранные партией 2 июня, в одном бюллетене высказались за Барковского, в другом – против, рассказал «Ведомостям» один из участников праймериз.

Назаренков после голосования заявил журналистам, что процедуру можно сравнить с рейдерским захватом власти кучкой руководителей партии. «Мне еще два месяца назад разные люди говорили, что праймериз я проиграю», – сообщил «Ведомостям» Анисимов, не уточняя, кто это сделал. Барковский, узнав о результатах, перед телекамерами заявил, что идет «узурпация власти городской администрацией» (цитата по ННТВ). Связаться с Назаренковым и Барковским «Ведомостям» вчера не удалось.

Все победители праймериз – безусловные сторонники мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова. Булавинов также баллотируется в гордуму, возглавляя общемуниципальный список, и надеется сохранить пост главы города. Впервые мэра должен выбрать не народ, а дума – из собственных рядов. Губернатор Валерий Шанцев не скрывает недовольства работой нынешнего градоначальника, среди потенциальных кандидатов в депутаты у него немало сторонников.

Проиграв праймериз, политик может баллотироваться как независимый кандидат, но тогда его, как предписал центральный совет, исключат из партии, подчеркивает председатель креативного совета «Единой России», депутат Госдумы Роман Антонов. Процедура праймериз прописана не в федеральных законах, а в уставе партии, обжаловать их результаты в суде нельзя, говорит Михаил Черепнов из юркомпании T&K legal.

Булавинов давление на однопартийцев отрицает. «Это соревнование <...> неудивительно, что от проигравших посыпались упреки в непрозрачности процедуры», – через пресс-службу передал мэр «Ведомостям».

Манипулировать 300–400 людьми, каждый раз голосующими на праймериз, невозможно, уверен Антонов.

Выборы для Булавинова «судьбоносные», он должен обеспечить представительство, достаточное для переизбрания, и ведет себя «естественно», считает социолог Александр Прудник. «Более подходящего фильтра для неугодных, чем праймериз, и придумать нельзя», – полагает политический аналитик Валентина Бузмакова.

«Единая Россия» единственная из партий пошла по открытому пути отбора кандидатов и для Нижнего эта процедура совсем новая, отмечает Антонов. До сих пор скандалов вокруг праймериз в местные думы не было, победители были известны заранее, говорит руководитель департамента Центра политических технологий Ростислав Туровский. Нижегородский случай, когда на праймериз столкнулись интересы мэра и губернатора, может войти в историю, считает он.

Шанцев в отпуске, а областной министр внутренней политики Александр Цапин вчера не ответил за запрос «Ведомостей».