Художник пишет лучше

«Нацбест» сделал внезапный и восхитительный бросок прочь от художественной литературы. Премия досталась мемуарам Кочергина «Крещенные крестами»

Главный художник питерского БДТ Эдуард Кочергин был самым маловероятным кандидатом в лауреаты. Хотя бы потому, что прежде «Нацбест» никогда не доставался мемуарной прозе, а Кочергина не назовешь ни модным, ни скандальным, ни популярным – типы авторов, к которым «Нацбест» питает заметную слабость. Тем не менее в списке финалистов он был самым достойным. И случилось настоящее премиальное чудо.

Победившая книга Кочергина «Крещенные крестами» (см. «Ведомости» от 26.01.2010), кстати, тоже о чуде. Эта щемящая автобиографическая проза рассказывает о побеге воспитанника интерната для «врагов народа» из Омска в Ленинград, к исчезнувшей там матери, полячке матке Броне. Через шесть лет толкотни по послевоенным вокзалам, пряток по теплушкам и сражений с голодной смертью – а выжил герой лишь благодаря умению гнуть профили Сталина и Ленина из проволоки – он все-таки нашел ее, свою матку, заговорившей с сыном на забытом им пшекающем языке.

Независимо от того, кто как именно голосовал, за финальный результат всему жюри (в лице председателя и основателя премии Константина Тублина, режиссера Валерии Гай Германики, прошлогоднего нацбестовского лауреата Андрея Геласимова, журналиста Андрея Константинова, певицы Севары Назархан, космонавта Максима Сураева и руководителя благотворительного фонда «Северная корона» Ирины Тинтяковой) остается только прокричать «браво!».

Тем более что конкуренты у Эдуарда Кочергина были серьезные. Это и самый, как казалось, вероятный кандидат на победу Роман Сенчин с «Елтышевыми», романом о провинциальном милиционере-ублюдке. Это и блестящий лектор из Петербурга Андрей Аствацатуров с беллетризованной историей собственного детства рубежа 1970–1980-х «Люди в голом». Журналист из Владивостока Василий Авченко, энергично и увлекательно рассказавший недавнюю историю Приморья глазами, тьфу, фарами подержанной праворульной «японки» в повести «Правый руль». Петербуржец Павел Крусанов с романом философских споров «Мертвый язык» и журналист и писатель из Нижнекамска Олег Лукошин, написавший левацкий роман-агитку «Капитализм».

Выигрыш Кочергина (которому достанется 225 000 руб.) еще и адекватный диагноз современной литературе. Мемуары сейчас получаются крепче, глубже, смелей романов.