Чиновники командуют «майна»

Росприроднадзор через суд требует от пяти из шести стивидоров Ейского порта прекратить перевалку угля и зерна, ссылаясь на отсутствие у них заключения государственной экологической экспертизы. Заключения не нужны – ведомство просто хочет заработать на их выдаче, считают компании

Ейский порт. 4,22

миллиона тонн грузов было перевалено стивидорами Ейска в 2009 г., по данным департамента по транспорту и связи Краснодарского края. Примерно 2,5 млн т из них – сыпучие грузы (в основном уголь и зерновые), говорит Агошкин

Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу в краснодарском арбитраже требует остановить перевалку угля и зерновых компаниями «Ейский морской порт», «Директория – новый морской порт», «Ейск-порт-Виста», Ейск-Приазовье-порт» и Азовской судоремонтной компанией (АСК), рассказали менеджеры этих компаний. Иски о приостановке работ до получения положительного заключения экспертизы подготовлены и направлены в суд, подтвердил замначальника департамента Сергей Попов. На сайте Высшего арбитражного суда информация есть только об иске к Ейскому морскому порту (ЕМП).

«Закон [«Об экологической экспертизе»], требующий положительного заключения экспертизы на документацию, обосновывающую деятельность порта, вступил в силу только в 1995 г. – ЕМП переваливал зерно и уголь, еще будучи советским госпредприятием. Закон обратной силы не имеет», – говорит заместитель гендиректора порта по правовым вопросам Карина Григорьянц. К тому же иск о приостановке деятельности может быть заявлен, если только доказан ущерб от нее окружающей среде, но ни одного факта департамент не привел, утверждает она. По этой причине арбитраж 24 июня отказал ведомству в исковых требованиях, говорится в решении суда.

Заседания по искам к остальным четырем стивидорам намечены на начало и середину июля, говорят сотрудники компаний. Сейчас принимается решение, будет ли обжалован отказ в иске к ЕМП, говорит начальник юротдела департамента Сергей Голубчик.

«В законе четко написано, что заключение госэкспертизы необходимо на «намечаемую деятельность», мы же перевалку ведем с 1969 г.», – возмущается гендиректор «Ейск-Приазовье-порта» Галина Пузанова. «Надеюсь, решение в пользу ЕМП поможет нам выиграть свое дело», – говорит гендиректор АСК Евгений Агошкин.

«Ейские стивидорные компании за отсутствие заключения экспертизы были оштрафованы, – сообщил краснодарский транспортный прокурор Сергей Борисихин (его ведомство выявило это нарушение). – Но, обсудив вопрос с вышестоящей прокуратурой, мы решили, что приостановка была бы неадекватно жестким наказанием. Не знаю, почему Росприроднадзор вышел с такими исками».

«Есть явное нарушение закона, и мы уполномочены действовать с целью его устранения», – непреклонен Попов.

«Заключения выдает сам Росприроднадзор – к нам уже приходили их представители с предложением заключить договор на прохождение экспертизы, сбор всех документов и сама процедура займут около года и ориентировочно обойдутся в 1 млн руб.», – рассказывает Пузанова. «По нашим оценкам, экспертиза обойдется в 2,5–3 млн руб.», – говорит юрисконсульт «Директории» Сергей Пипник.

«Заключения выдает не наш департамент, а головное ведомство», – парирует Попов.

Все стивидоры, кроме «Ейск-Приазовье-порта», все же планируют получить заключение, чтобы «снять вопросы», ЕМП и «Директория» уже заказали экспертизу, сообщили их менеджеры. «Правда, собственник сомневается, стоит ли вообще проводить экспертизу – масштабы нашей перевалки слишком малы (15 000 т в первом полугодии), может, проще просто уйти с Кубани», – добавляет Агошкин (АСК входит в холдинг «Русагропроект» Давида Якобашвили).

Из всех стивидоров Ейска иск о приостановке не получил только Ейский портовый элеватор (крупнейшие собственники – государственная Объединенная зерновая компания и «Русагропроект») – у него закрытая технология перевалки, пояснили стивидоры.