Все в обход!

«После катастрофы в Мексиканском заливе мир изменился. В проливах [Босфор и Дарданеллы] должны действовать новые правила», – заявил «Ведомостям» представитель МИД Турции Митхат Ренде. Вчера чиновники этой страны встретились с представителями нефтяных компаний и трейдеров, танкеры которых проходят через проливы. Обсуждались обходные пути транзита

Российские «Транснефть» и «Роснефть» сделали несколько «конструктивных замечаний» и выразили готовность работать вместе турецким правительством, рассказывает чиновник. Некоторые нефтяные компании, в основном американские, предложили радикально модернизировать проливы, включая дноуглубительные работы и выпрямление фарватера, передает «Интерфакс» со ссылкой на участника совещания.

Танкеры, ежегодно перевозящие через центр Стамбула более 150 млн т нефти, уже давно беспокоят турецких чиновников и жителей 15-милионного города. Когда начнется добыча нефти в каспийских проектах, трафик достигнет пика, опасается Ренде. За последние 15 лет в проливы попало 155 000 т нефти, а 80% танкеров, которые проходят через них, устарели, передает Reuters слова министра экологии Турции Вейсела Эрголу. Теперь бизнес должен приготовиться к переходу на «обходные» трубопроводы – речь о проектах Самсун–Джейхан и Бургас–Александруполис, добавляет Ренде (см врез).

По данным президента «Транснефти» Николая Токарева (слова которого передает «Интерфакс»), стоимость транспортировки нефти через проливы составляет $4/т, по нефтепроводу Бургас–Александруполис расчетная стоимость – $7; для Самсун–Джейхан цифры пока нет, однако предварительные расчеты показывают, что она будет в три раза выше, чем транспортировка через проливы. «Некоторые компании думают, что транспортировка нефти [через проливы] обходится дешевле, чем нефтепроводы. Но они должны думать о «скрытых издержках», что возможный разлив нефти обойдется им в миллиарды долларов», – напоминает Ренде.

Каждый год через проливы проходит 10 000 танкеров, в основном, небольших и устаревших, которые перевозят нефтепродукты, но для мазута «обходные пути» не обсуждаются, сетует представитель Chevron. По его словам, запуск нефтепроводов приведет к ограничению использования современных и мощных танкеров.

Турция готовит документ, который подразумевает использование всех возможных путей обхода проливов, знает представитель турецкого офиса BP, однако конкретных мер не обсуждалось. В любом случае, это похоже на сигнал. «Мы сделаем вашу жизнь значительно сложнее», – комментирует предложения правительства Турции источник FT в индустрии.

В турецкой прессе сообщалось о возможном создании специального фонда безопасности на $30 млрд, пишет «РИА Новости». Такой вопрос не обсуждался, говорит представитель BP.

Возможности Турции по регулировке трафика в проливах Босфор и Дарданеллы ограничены Конвенцией Монтре о статусе проливов 1936 г. Она применялась два года назад во время конфликта России и Грузии, когда США получили отказ в пропуске кораблей в Черное море, пишет FT. Конвенция Монтре будет исполняться, обещает Ренде: «Однако свобода проезда по проливу должна быть под контролем в интересах экологии и ради народа Турции».