Вектор


Время есть?

Сегодня в Софию прибудет первый вице-премьер, председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. В официальной повестке визита – приторможенные Болгарией проекты «Южный поток», АЭС «Белене» и Бургас – Александруполис. Вместе с Зубковым летит гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев. И в Софии его, похоже, ждут с нетерпением: в Болгарии растет волна недовольства по поводу 25%-ного повышения цен на газ с 1 июля. Правительство страны во всем винит предшественников, которые подписали невыгодные, по мнению нынешних руководителей, контракты с «Газпромом». Документы уже проверяются прокуратурой, передает местное телевидение. В чем претензии, не ясно. Но в 2009 г., сразу после смены правительства Болгарии, встал вопрос, почему «Газпром» продает основные объемы газа не госкомпании «Булгаргаз», а фирме «Овергаз инк.» (по 50% у «Газпрома» и частного холдинга «Овергаз»), которая и продает топливо в Болгарии. Пока «Газпром» и российские чиновники спокойны: сейчас у Болгарии нет альтернатив российскому газу; во-вторых, это явно внутренние политические игры (цена «Газпрома» привязана к котировкам нефтепродуктов и пошла вверх естественным путем, просто «Булгаргаз» пытался держать цены для потребителей, а теперь такой возможности нет). В-третьих, все контракты действуют до 2011 г. включительно, разрывать их сейчас Болгария вряд ли станет, а о новых еще есть время договориться. Правда, к концу 2011 г., когда будет готовиться новый контракт, спор наверняка будет громким – как всегда, с восточноевропейскими соседями.

Интернет мобилизовался

В этом году российские операторы впервые заработают на мобильном интернет-доступе для частных абонентов больше, чем на фиксированном, прогнозирует аналитическая компания J’son & Partners. Количество пользователей фиксированных сетей широкополосного интернет-доступа в ближайшие три года более чем удвоится (с 14,4 млн домохозяйств до 30,8 млн), а ряды пользователей только мобильной связи третьего поколения (3G) расширятся на порядок – с 5,8 млн до нескольких десятков миллионов, ожидает J’son & Partners. Точность этих прогнозов можно подвергать сомнению, но тенденция налицо: мобильный интернет-доступ обходит фиксированный по популярности. В мире, по данным Международного союза электросвязи, пользователи мобильного интернета превзошли по численности абонентов фиксированных сетей в конце 2009 г. Впрочем, от проводного интернета люди вовсе не отказываются – они просто начинают совмещать его с мобильным. Дома пользуются компьютером, к которому подключен провод, а вне дома – телефонами, ноутбуками, планшетными ПК и т. п. Благо действующих технологий беспроводного интернет-доступа уже несколько – 3G, WiMax, WiFi, а через пару лет, глядишь, заработают сети четвертого поколения LTE. Операторам, давно взявшимся объединять мобильные активы с фиксированными, ситуация на руку: можно зарабатывать на обоих видах доступа.

Не успел пожаловаться...

Не успел «Апатит» пожаловаться в Конституционный суд (КС) на вольность арбитражных судов, как один из них снова вынес решение против этой «дочки» «Фосагро». Она занимает 75% рынка апатитового концентрата и много лет спорит о ценах с потребителями. Поводом для обращения в КС стал конфликт с «Воскресенскими минудобрениями» (ВМУ) «Уралхима». В конце 2007 г. они заключили контракт, цена которого зависела от котировок на бирже. После их резкого роста (с 3364 до 10 121 руб./т в феврале – сентябре 2008 г.) ВМУ решил признать контракт ничтожным. Высший арбитражный суд встал на его сторону и зафиксировал цену – 3055 руб./т, воспользовавшись ст. 446 Гражданского кодекса (касается компаний-монополистов, которые не могут отказать клиентам, а если вышел спор, суд сам определяет условия договора). «Апатит» просит проверить эту статью на соответствие Конституции; пока его жалоба – на предварительном рассмотрении. Вопрос между тем становится все актуальнее. Вчера московский арбитраж постановил взыскать с «Апатита» 1,14 млрд руб. в пользу ВМУ – за «необоснованно завышенную» цену в феврале – сентябре 2008 г.

Заработать на самостоятельности

Google договорилась о покупке за $700 млн компании ITA Software, которая специализируется на разработке специального программного обеспечения для авиакомпаний, турагентств и сайтов для подбора маршрутов перелетов. Google, по сообщению The Wall Street Journal, собирается интегрировать купленный сервис в свой поисковик и таким образом позволить путешественникам планировать поездки самостоятельно. Похоже, Google выбрала верное время для покупки: доля туристов, предпочитающих самостоятельный поиск билетов, гостиниц и экскурсий через интернет, с каждым годом растет во всем мире. В одной только России, по данным коммерческого директора интернет-проекта anywayanyday.com Алексея Дороша, их доля в общем турпотоке с прошлого года увеличилась с 35 до 46% (с учетом бизнес-поездок).