Пилоты ВоТГК

Саратов и Ульяновск станут первыми городами, в которых с 2011 г. тарифы за тепло будут рассчитываться по двум ставкам: за мощность и за топливо

ОАО «Волжская ТГК»

генерирующая компания. Основные владельцы на 1 апреля – ФСК (32,14%), КЭС (37,6%). Капитализация – 44,3 млрд руб. (ММВБ). финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): Выручка – 41,8 млрд руб., прибыль – 3,7 млрд руб.

До конца года в Саратове и Ульяновске завершится формирование двух теплотранспортных компаний, которые будут управлять теплосетями и котельными, сообщили в пресс-службе ВоТГК. В Саратове в проекте примет участие муниципалитет – сейчас рабочая группа мэрии готовит перечень имущества, которое наряду с сетями ВоТГК (316 км) будет передано в ОАО на условиях частно-государственного партнерства. В Ульяновске, говорит директор по розничному рынку ВоТГК Максим Шейфель, в ООО «Ульяновская теплотранспортная компания» будут переданы 152 км сетей энергокомпании; ульяновские власти от участия отказались. В мэрии Ульяновска о проекте не слышали, сообщила сотрудник пресс-службы Светлана Шмелева.

Сейчас в России применяются одноставочные тарифы на тепло, при которых потребитель платит за прогнозируемый объем еще не полученного тепла. При двуставочном тарифе потребитель платит за мощность (абонентская плата за заказанную теплоэнергию, неизменная в течение тарифного периода) и за топливо, объясняет Шейфель.

Главный плюс новой системы тарифообразования, продолжает Шейфель, – ее прозрачность, а также возможность для потребителей не платить за топливо в теплое время года. «Платежи будут достигать максимума в пик отопительного сезона – с октября по март, – говорит начальник управления ЖКХ Федеральной службы по тарифам Юрий Сердечкин. – Летом же потребитель будет оплачивать, как правило, только использование подключенной мощности». «Применение нового принципа расчетов позволяет физлицам экономить до 8% средств на плате за отопление» – такие цифры, ссылаясь на эксперимент в ДЭЗах Москвы, приводит первый заместитель генерального директора МОЭК Владислав Черный на сайте компании.

С тем, что тариф станет прозрачнее, согласны аналитики «Открытия» и «Уралсиба» Вадим Паламарчук и Матвей Тайц. Но сэкономить на топливе вряд ли удастся, говорит Тайц: тарифы на него растут ежегодно.

Механизм двуставочного тарифа позволит компании привлекать инвестиции на модернизацию, одновременно рассчитываясь с поставщиками топлива, считает Тайц. По планам саратовского правительства в течение ближайших трех лет Саратовская теплотранспортная компания сможет привлечь 4 млрд руб. на модернизацию сетей. Износ сетей в Саратове и Ульяновске – 80%, сообщили в пресс-службе ВоТГК. Конкретных договоренностей с банками пока нет, сообщили в пресс-службе ВоТГК.

Проект постановления о введении двуставочного тарифа на тепло был согласован в Минрегионе РФ еще в ноябре 2008 г. Планировалось, что он будет апробирован в Москве с 2009 г. Но «помехой стал общий рост цен, говорит Черный: «Мэр Москвы Юрий Лужков счел нецелесообразным совмещать два мероприятия – повышение тарифов, которое неизбежно происходит, и введение двуставочного тарифа». По словам Черного, сейчас двуставочный тариф применяется в девяти подмосковных городах: Железнодорожном, Красногорске, Балашихе, Щелкове, Дмитрове, Фрязине, Коломне, Королеве и Мытищах.