Не хочет доминировать

Российская «дочка» одного из крупнейших производителей инсулина – Eli Lilly через суд пытается убедить Федеральную антимонопольную службу, что не занимает на рынке доминирующее положение

Eli Lilly

Фармацевтическая компания. Все акции – в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы – Lilly Endowment (11,77%), Capital World Investors (7,44%). Капитализация – $40,43 млрд. Финансовые показатели (2009 г.): Выручка – $21,84 млрд, Чистая прибыль – $4,33 млрд.

Московский арбитражный суд на прошлой неделе зарегистрировал иск российской «дочки» Eli Lilly – «Эли Лилли Восток С. А.» к Федеральной антимонопольной службе. Компания требует признать недействительным приказ службы, указано в определении о принятии иска к рассмотрению (есть на сайте суда). Под указанным в определении номером значится приказ о включении компании в реестр лиц, занимающих доминирующее положение, следует из юридической базы «Консультант плюс». Федеральная антимонопольная служба об иске знает, но официального уведомления ведомство пока не получало, говорит директор управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.

В прошлом году ФАС включила в реестр компаний, занимающих доминирующее положение, 11 фармацевтических компаний. Из международных производителей в реестре, кроме Eli Lilly, оказались российские «дочки» Roche, Novartis, Bayer-Schering, Nycomed, Johnson & Johnson и Novo Nordisk. Обычно их товар не имеет аналогов в России – это инновационные лекарства, находящиеся под патентной защитой, объясняет включение в реестр Нижегородцев. По данным «Фармэксперта», на долю этих компаний в 2009 г. приходилось 17,59% от общего объема оптовых продаж и 16,67% розничных продаж в денежном выражении.

Включение компании в реестр еще не означает, что она занимает доминирующее положение: ФАС вносит в список компании, занимающие более 35% рынка, а доминирующими считаются компании с долей более 50%, говорит партнер юридической фирмы DLA Piper Игорь Паншенский. Если компания признана доминирующей, ФАС получит право контролировать ее ценообразование, заключение договоров с дистрибуторами и предложенные им условия договоров, а за нарушение сможет наложить на нее штраф до 15% от выручки на рынке, где выявлено нарушение, но не более 4% от ее общего объема, объясняет Паншенский. Компании, включенные в реестр, должны обеспечить доступ независимых операторов к своей продукции: например, работать с несколькими дистрибуторами, говорит Нижегородцев. Цены включенных в реестр компаний на лекарства в России ФАС будет сравнивать с их ценой на сопоставимых рынках (других стран), объясняет Нижегородцев.

«Эли Лилли» намерена оспаривать критерии, определяющие взаимозаменяемость препаратов, знает Нижегородцев. Она определяется при проведении клинических исследований, говорит представитель Минздравсоцразвития.

Если суд признает, что критерии неверны, ФАС придется пересмотреть правила формирования лотов по этим препаратам, допустив к госзакупкам производителей лекарств со схожим терапевтическим эффектом, говорит Нижегородцев.

Другие опрошенные «Ведомостями» представители российских офисов транснациональных компаний заявили, что не собираются оспаривать их включение в реестр.

В российском и головном офисах Eli Lilly не ответили на письменный запрос «Ведомостей».