Вектор


«Норникель», как и обещал, обратился в ФСФР с просьбой проверить итоги годового собрания акционеров. 8 июля с тем же обратилась в ФСФР UC Rusal; главный спорный вопрос для акционера «Норникеля» – выборы в совет директоров. UC Rusal подозревает, что менеджмент «Норникеля» и его регистратор сговорились; «Норникель» все претензии отвергает. Веские доказательства сговора вряд ли удастся найти, признавал чиновник ФСФР, так что ведомство будет ждать «политической воли» (так это называется у чиновников). Яркий пример такого ожидания – покупка Олегом Дерипаской «Русснефти» за $3 млрд: в 2007 г. он обратился в ФАС за согласованием, почти год служба тянула с ответом, а потом оказалось, что «Русснефть» – стратегический актив. Правительственная комиссия ничего не решила, и в 2010 г. «Русснефть» вернулась к Гуцериеву. Другой пример – Ковыктинское месторождение: с 2007 г. есть формальный повод отозвать лицензию, был даже приказ Роснедр, но его не исполнили – сначала актив покупал «Газпром», потом «Роснефтегаз». У ФСФР 30 дней на рассмотрение, но срок может продлеваться. Оба заявления по «Норникелю» будут рассматривать «столько времени, сколько потребуется», говорит представитель ФСФР.

Следить всем миром

Экспансия российских компаний за рубеж толкает к более тесной работе и регуляторов. Из наших банков выделяется зарубежной активностью ВТБ. И вот на этой неделе в Центробанке впервые прошла международная надзорная коллегия по группе ВТБ. В ее работе участвовали представители надзорных органов Австрии, Армении, Белоруссии, Германии, Кипра, Украины, Франции. Они обсуждали надзор как за отдельными участниками группы, так и за группой в целом. Конечно, это не все страны, где присутствует ВТБ, например, в коллегии не участвовали представители Англии. Однако они охватывают существенную часть его международного бизнеса. ЦБ намерен проводить такие коллегии ежегодно. Уверенность иностранных регуляторов, что их российские коллеги адекватно следят за рисками отечественных банков, может только помочь зарубежной экспансии.

Спортивный интерес

Власти Сочи решили провести проверку законности конструкций наружной рекламы в городе, сообщил региональный телеканал «Дом-ТВ». Мэр Анатолий Пахомов засомневался не только в юридической чистоте, но и в содержании наружки: «Эта реклама вообще ничем не регламентируется. Захотели – делаем рекламу пива, захотели – в городе, где борются с курением, мы запросто можем запустить рекламу сигарет». В городской администрации подтвердили намерение провести проверку. На Сочи приходится около 1% от общего числа рекламных носителей страны, рынок быстро развивается и достаточно цивилизован, считает гендиректор «Эспар аналитик» Андрей Березкин: скандалов с размещением запрещенной наружной рекламы табака или алкоголя в Сочи он не припомнит. Власти скорее всего хотят контролировать рынок и увеличить доходы от наружной рекламы, а статус олимпийской столицы дает дополнительный козырь. Рынок наружной рекламы власти могут перекроить и во Владивостоке, который в 2012 г. примет саммит АТЭС, – по инициативе мэрии в Госдуму внесен законопроект, запрещающий наружку на центральной магистрали. В нашей стране много грандиозных проектов, например заявка на проведение футбольного чемпионата мира в 2018 г. – и сразу в 10 городах страны. Операторам наружной рекламы стоит задуматься.

Замена на переправе

Слухи, что первый заместитель гендиректора «Связьинвеста» Александр Провоторов возглавит то ли сам этот холдинг, то ли его основной актив – компанию «Ростелеком», ходили с тех самых пор, как он пришел в «Связьинвест» в начале 2009 г. Вчера Провоторов стал гендиректором «Ростелекома», а фактически – объединенного госоператора, который должен быть создан на базе активов «Связьинвеста» (см. статью на этой странице). Бывший гендиректор «Ростелекома» Антон Колпаков, в июне 2009 г. заключивший контракт на два года, отработал чуть больше половины срока. Рыночные позиции «Ростелекома» за это время скорее ослабли: выручка компании в 2009 г. сократилась на 1,7%, OIBDA – на 12,5%, а чистая прибыль – на 71,6%. Но это нельзя ставить в вину одному Колпакову. Так стоило ли вообще назначать временного менеджера, если место все равно готовилось под Провоторова? Возможно, ответ прост: будущему гендиректору «Ростелекома», пришедшему из инвестбанковской среды, дали время подготовиться. Работая в «Связьинвесте», Провоторов был не только двигателем реорганизации (вел переговоры с миноритариями «дочек» «Связьинвеста», добивался дисконтирования долгов приобретаемого «Связьинвестом» «Скай линка» и т. д.), но и руководил бизнесом, время от времени замещая гендиректора «Связьинвеста» Евгения Юрченко.

Знак «бесконечность»