Вектор


Автомобили помогут облигациям

Бизнес телекоммуникационных компаний становится все более рискованным, говорится в исследовании Ernst & Young. «Операторы связи во всем мире <...> едва справляются с небывалым ростом объемов трафика данных, создающим огромное давление на телекоммуникационные сети и ставящим под угрозу эффективность деятельности компаний отрасли», – констатирует компания. Качество связи ухудшается и у операторов возникает риск потери клиентов, а оставшиеся абоненты не приносят им достаточной выручки: ведь операторы пока не придумали, как эффективно тарифицировать данные, объясняет Ernst & Young. Проблема стремительной миграции от голоса к данным волнует и крупнейших российских операторов. Vimpelcom Ltd. (контролирует «Вымпелком» и украинский «Киевстар») будет разрабатывать стратегию, исходя из этой новой ситуации, обещал «Ведомостям» его гендиректор Александр Изосимов. МТС также ищет способы монетизации интенсивно растущего трафика данных, говорил ее президент Михаил Шамолин. Первые шаги уже сделаны: например, МТС проводит тендер на поставку системы, распознающей разные виды трафика и тарифицирующей их в зависимости от того, о каких данных идет речь – видео, общение в соцсетях, IP-телефония и т. д. А «Мегафон» стремительно расширяет зону действия сетей мобильной связи третьего поколения, предназначенных как раз для высокоскоростного доступа в интернет и скачивания информации.

Оживление на долговом рынке заставляет заемщиков вспоминать о более сложных инструментах, например обеспеченных облигациях. Так, «ВТБ 24» может предложить ценные бумаги, привязанные к платежам по автокредитам, чтобы предоставлять финансирование покупателям машин, сказал начальник управления автокредитования банка Алексей Токарев. Автокредиты российские банки не секьюритизировали уже почти четыре года. Компанию «ВТБ 24» может составить и «Тойота банк», подразделение крупнейшего в мире автопроизводителя, сообщил Reuters президент банка Александр Колошенко.

Тем самым банкиры надеются поддержать возрождение автокредитования. Россия в первой половине 2008 г. обошла Германию и заняла первое место по размеру авторынка в Европе. Но затем наступил спад. Ситуацию помогает выправлять программа утилизации подержанных автомобилей, а следом за ней и автокредитование. «Рынок автокредитов переживает своего рода воскресение», – заверил Reuters Мартин Ян, руководитель сбытовой структуры Volkswagen. Так что автомобильный рынок страны, а вслед за ним и долговой вскоре могут отыграть утраченные позиции.

Рискованный бизнес

Не в Стокгольме, так в Киеве

Следственные органы Украины скоро представят общественности материалы о действиях российской стороны в деле об отборе 11 млрд куб. м газа, которые швейцарская Rosukrenergo (RUE) потеряла в 2009 г. в украинских хранилищах, пишет украинское издание «Экономические известия». Украинские СМИ уверены, что речь идет о так называемом «Третьем представлении». Этот документ «Нафтогаз» прошлой осенью отправил в суд Стокгольма (куда обратилась RUE с требованием вернуть газ). По их данным, «Нафтогаз» указывал на то, что в схеме экспроприации газа участвовал «Газпром»: именно он продал газ RUE «Нафтогазу». Но зампред «Газпрома» Валерий Голубев быстро это пресек: он написал письмо в «Нафтогаз», требуя не вмешивать концерн в спор с RUE и не использовать «ложные заявления». «Нафтогаз» тут же отозвал представление из суда и в итоге проиграл RUE. Юристы «Газпрома» любят повторять, что де-юре к концерну невозможно придраться: он продавал не газ, а долги RUE на $1,7 млрд. А «Нафтогаз» сам забрал топливо в счет долга. Интересно, будут ли новые письма на Украину в связи с планами киевских следователей? Ведь хотя «Газпром» и акционер RUE (у него 50%), претензий от второго совладельца – украинского предпринимателя Дмитрия Фирташа – он вряд ли желает. Ну или как минимум намеков на то, что «Газпром» может участвовать в сомнительных сделках.

Есть куда расти

Продавец электроники и бытовой техники «М.видео» в ближайшие 3–5 лет собирается открыть магазины в Казахстане и на Украине, заявил вчера президент компании Александр Тынкован (его слова приводит «Интерфакс»). Сеть готова к агрессивной экспансии в СНГ – у нее достаточно средств для покупки местных игроков, предупредил Тынкован. Продажа бытовой техники – один из самых высококонцентрированных сегментов розницы: на организованные сети в России приходится больше 60% рынка (в пищевом ритейле, например, – около 25%). Эта цифра растет ежегодно, и через 3–5 лет, возможно, у сетей размера «М.видео» просто не останется других возможностей вырасти, кроме как осваивать соседние рынки. Что-то похожее уже делает один из лидеров автомобильного ритейла – «Рольф», открывший бизнес в Казахстане, Таджикистане и Киргизии. Интересно, не будет ли там слишком тесно: проще припомнить, кто из руководителей российских потребительских компаний не называл Казахстан и Украину самыми привлекательными рынками для экспансии, чем тех, кто этого не делал.