"Я гражданин США, но считаю себя гражданином нефтегазовой отрасли"

Борьба с последствиями самой крупной экологической катастрофы последних лет возложена на нового генерального директора ВР Роберта Дадли. Для успешной борьбы у него есть редкие для нефтяных генералов качества – выдержка и спокойствие, а еще – сильная мотивация: там, где разлилась нефть, прошло детство Дадли
М.Стулов

BP

Нефтегазовая компания. Выручка – $239,3 млрд (2009 г.). Чистая прибыль – $16,58 млрд (2009 г.). Основные акционеры – почти 100% в свободном обращении. Капитализация – $118 млрд.

Счастливое детство

Роберт Уоррен Дадли родился в 1955 г. в Нью-Йорке, где служил его отец – военный моряк. Вскоре семья Дадли переехала в город Хаттисберг, штат Миссисипи, где Боб провел свое детство. Наследством тех времен остался его акцент – он до сих пор говорит как житель южных штатов. Летом семья Дадли отдыхала, не покидая пределов штата, в Бэлукси, курортном городке на побережье Мексиканского залива. Боб много времени проводил на пляже. По иронии судьбы – том самом, на который после аварии нефтяной платформы Deepwater Horizon выносило черным приливом сгустки нефти. Тогда, в детстве, маленький Боб рыбачил там. Сейчас, после упомянутой аварии, местные рыбаки лишились своей работы. К прибрежным районам Миссисипи Боб Дадли испытывает «глубокую привязанность и сродство», говорится в пресс-релиза компании. Пройдя по пляжу в компании губернатора Луизианы Боба Джиндала летом 2010 г., Дадли заметил: «То, что я увидел, было болезненным, эмоциональным и шокирующим».

У Дадли три диплома – бакалавра инженерии, химическое машиностроение (Иллинойский университет), магистра международного менеджмента (школа глобального менеджмента Thunderbird в Глендейле, штат Аризона) и MBA (Южный методистский университет, SMU). Последнее учебное заведение упоминается в телесериале «Косяки», один из героев которого вспоминает, как в годы учебы в SMU покупал марихуану у студентки педагогического факультета Лауры Буш.

Трудовая карьера Боба Дадли началась в компании Amoco в 1979 г., где он «занимал различные инженерные и коммерческие должности в США и Великобритании», сообщает пресс-релиз BP от 18 февраля 2009 г. «В Чикаго, Абердине и Хьюстоне», – уточняет Business Week. На следующий год после обретения постоянной работы Боб женился. Знакомство Боба с его будущей супругой Мэри произошло в Иллинойском университете, где Мэри изучала финансы.

Вверх по карьерной лестнице

В 1987–1993 гг. Дадли занимается в Amoco переговорами по развитию новых проектов компании в Южно-Китайском море. Некоторое время он работает в США над реструктуризацией в подразделении новых исследований и развития в нефтяной и газовой отрасли в США. Но уже на следующий год после возвращения из Китая Amoco отправляет Дадли в Москву менеджером по корпоративному управлению компании в России. Вернувшись из России в 1997 г., Дадли становится генеральным менеджером по стратегическому планированию Amoco. Через год Amoco объединяется с британской BP. Дадли становится ассистентом генерального директора компании, а затем вице-президентом по возобновляемым и альтернативным источникам энергии (солнце, ветер, вода). В 2001 г. его назначают вице-президентом по России, Каспийскому региону, Анголе, Алжиру и Египту.

BP Amoco вместе с ЮКОСом тогда вела разработку Приобского месторождения. 1999 год отмечен корпоративной войной BP Amoco в России со своим будущим партнером – Тюменской нефтяной компанией (ТНК) за контроль над «Сиданко». Иностранцы вели себя агрессивно, жаловались на плохой инвестиционный климат в России и даже грозили возможным уходом из страны. Но не ушли. А заключили суперсделку. В Россию Дадли вернулся в 2003 г. в качестве генерального директора новой компании ТНК-BP (к тому времени ВР Amoco поменяла название на ВР), учрежденной на паритетной основе BP и консорциумом «Альфа-групп» и «Access/Ренова». В новый холдинг вошли ТНК, «Онако» и «Сиданко» с суммарной добычей 1,24 млн баррелей нефти в сутки и доказанными запасами 4,1 млрд баррелей, иркутское газовое предприятие «Русиа петролеум» и сеть фирменных АЗС в столичном регионе. ТНК-BP также стала владельцем 50% акций «Славнефти» (добыча – 0,36 млн баррелей в сутки).

Война в России

Работать в России было нелегко. Налоговые претензии сыпались на ТНК-ВР одна за другой. В общей сложности они превысили 60 млрд руб. В итоге ТНК-ВР удалось значительно сократить выплаты долгов налоговикам, в конце 2006 г. компания почти полностью рассчиталась с государством.

Но в 2008 г. в самой компании началась война между иностранными и российскими акционерами. Последние требовали отставки Дадли, поскольку он, по их мнению, поддерживал интересы только британской стороны. Та же ставила вопрос об уходе трех российских топ-менеджеров, в том числе исполнительного директора, совладельца ТНК-BP Германа Хана.

Дадли почувствовал на себе, что значит вести бизнес в России. В начале 2008 г. к ВР были поданы иски трудовой и налоговой инспекциями, а в марте ФСБ провела обыски в офисе ТНК-BP по делу о коммерческом шпионаже. МВД возбудило уголовное дело по факту неуплаты ТНК налога на прибыль за 2001–2003 гг. на 22,5 млрд руб. В апреле 2008 г. Дадли даже побывал в МВД как свидетель на допросе по этому делу. Затем начались проблемы с рабочими визами у 147 сотрудников BP, прикомандированных к ТНК-BP. Следом были еще обыски в московском офисе компании. В июне был нанесен удар лично по Дадли. В отношении Дадли и ряда сотрудников «ТНК-ВР менеджмента» были возбуждены дела об административных правонарушениях. В июне же у Дадли начались проблемы с российской визой: под разными предлогами российские власти отказывались продлевать срок ее действия. В июле ему пришлось покинуть Москву и руководить компанией уже из Лондона.

Перемирие между акционерами удалось заключить в сентябре 2008 г., его главным условием была отставка Дадли до декабря того года. Дадли условия выполнил и с 1 декабря перестал руководить компанией, которой посвятил пять лет. В феврале 2009 г. он стал членом совета директоров ВР.

Еще один знаменательный эпизод работы Дадли в России – разбирательства вокруг Ковыктинского месторождения. В конце 1990-х гг. «Русиа петролеум» («дочка» ТНК-ВР) получила право разрабатывать месторождение, предполагалось строительство газопровода для поставки топлива с месторождения в Китай или Корею. Но «Газпром» строить трубопровод не стал, а Иркутская область в больших объемах газа не нуждалась. Добыча на Ковыкте не превышала 40 млн куб. м в год, а по условиям лицензии «Русиа» должна была уже в 2006 г. выйти на добычу в 9 млрд куб. м. ТНК-BP не удалось добиться изменений соглашения. В 2007 г. обсуждался вариант с продажей месторождения «Газпрому», но сделка так и не состоялась, и в июне 2010 г. «Русиа петролеум» была вынуждена инициировать банкротство.

«Его выдержка потрясает»

До вчерашнего назначения генеральным директором Дадли трудился в совете директоров компании. Сейчас бывший враг – совладелец ТНК-ВР Герман Хан говорит хорошие слова о Дадли. «Мы полностью поддерживаем назначение господина Дадли на пост руководителя BP, – заявил вчера на пресс-конференции Хан. – У нас возникали трения, но они носили не личностный характер, это была лишь несогласованность подходов на уровне акционеров».

Теперь уже бывший гендиректор BP Тони Хейворд так отзывался о Дадли: «[Он] министр иностранных дел нашей менеджерской команды – или, говоря на американский манер, госсекретарь». По рассказам бывшего сотрудника ТНК-ВР, долгое время проработавшего лично с Дадли, тот любил повторять на всяких конференциях и нефтяных совещаниях: «Я гражданин США, но я считаю себя гражданином нефтегазовой отрасли». Кстати, тот факт, что Дадли - американец родом из штата Миссисипи (сильно пострадавшего от разлива нефти), возможно, сыграл решающую роль в его назначении на пост главы ВР. Компании сейчас нужно «американское лицо». Дадли – нефтяник до мозга костей, работал в этой сфере с юности. Он очень спокойный, уравновешенный, способен сближать, консолидировать людей. Терпим к глупости подчиненных: на презентации какой-нибудь менеджер среднего звена несет пургу, а Дадли терпеливо слушает, благодарит «за интересный доклад» – а потом находит повод уволить. Всегда подкупала его спокойная манера разговаривать: он тяжело переживал конфликт и то, при каких обстоятельствах ему пришлось уехать из России, но мстить он не будет, он сможет подняться над эмоциями. Нельзя сказать, что он любил Россию, но относился к русским с пониманием и уважением. Его жена много занималась благотворительностью в России.

«Его выдержка потрясает, – говорит сотрудник ВР. – Уравновешенность – главная черта характера Дадли. Он умеет сохранять абсолютное спокойствие в любых ситуациях, никто не помнит случая, чтобы Дадли хотя бы раз повысил на кого-то голос. При этом его нельзя назвать «выкованным из металла», напротив, он крайне приветливый и чрезвычайно открытый человек, у него уникальная возможность быстро и навсегда располагать к себе людей». «Он не внушает страха и не давит авторитетом, но и панибратства не терпит, – отмечает еще один бывший коллега. – Еще одна отличительная черта его характера – хорошая память на лица: он помнит по именам всех, с кем ему когда-либо доводилось встречаться хотя бы мельком». Председатель совета директоров BP Питер Сазерленд, комментируя назначение Дадли в совет директоров в феврале 2009 г., отметил: «Он талантливый менеджер, обладающий опытом во всех аспектах нашего бизнеса, человек, который помог превратить ТНК-ВР в одну из ведущих компаний России».

«Я опустошен, я опечален»

Дадли мог стать гендиректором BP еще в 2007 г., но проиграл Тони Хейворду. В феврале прошлого года Дадли вошел в совет директоров компании. Он начал работать в лондонском офисе BP, в его задачи входило поддержание связей с правительством и национальными нефтегазовыми компаниями в Америке и Азии. 20 апреля нынешнего года на ВР обрушился страшный удар. На глубоководной нефтяной платформе Deepwater Horizon, находящейся под управлением ВР, произошел взрыв. Нефть разливалась по Мексиканскому заливу с огромной скоростью. Это стало крупнейшей экологической катастрофой в истории США. Дадли оказался одним из ключевых менеджеров, занимающихся ликвидацией последствий аварии. После первых неудачных попыток заглушить аварийную скважину он в эфире CBS сказал, что не может поверить, что такое могло произойти. Дадли старательно избегал «указываний пальцем» на виновных в аварии и отвергал обвинения в том, что BP экономит на безопасности.

16 июня этого года Дадли сыграл ключевую роль в переговорах руководства BP с президентом США Бараком Обамой о создании фонда размером в $20 млрд для компенсации последствий аварии в Мексиканском заливе. В конце июня BP была создана отдельная структура по ликвидации последствий аварии, мероприятия по сбору нефти и очистке берега перешли под руководство Дадли. В его обязанности входило также восстановление отношений с властями США и контроль над компенсационными выплатами в связи с аварией. Его новой командой стали 33 000 участников ликвидации катастрофы, 1000 судов и 100 самолетов.

На следующий день после назначения на должность куратора операции по ликвидации аварии в США со стороны BP Дадли сделал первое публичное заявление для американской публики. «Я опустошен, я опечален», – сказал он в беседе с Джиндалом. Дадли заговорил про «осознание важности» катастрофы, сильно сожалел об аварии и таким образом смог поймать настроение публики лучше других топ-менеджеров BP, включая Хейворда. В любом случае на Джиндала это, похоже, произвело впечатление. В США Дадли подчиняется куратору операции со стороны правительства США Тэду Аллену. Судя по письмам отставного адмирала береговой охраны, адресованным Дадли, Аллен относится к нему со всей строгостью.

BP установила на аварийной скважине новый сифон для улавливания нефти, но через сутки ученые зафиксировали течь. «При обнаружении просачивания вы обязаны мобилизовать все ресурсы, провести быстрое расследование и доложить об этом правительству не позднее чем через четыре часа», – писал Аллен Дадли. Утечка и письмо, полное жестких формулировок, снизили стоимость акций BP почти на 5%. В ответ BP заявила о тесном сотрудничестве с властями по поводу поднятых Алленом вопросов. Эксперты считают, что Дадли решит нынешние проблемы компании. Возглавлявший российские операции Amoco в период работы Дадли в России Дон Стейси отмечает в интервью Assoсiated Press: «Он не очень эмоционален. Он не пугает людей. Он остается спокойным и анализирует проблемы». А это именно то, что нужно ВР сейчас.

Прочный брак

В этом году Роберт Дадли и его супруга Мэри отметят 30-летие совместной жизни. У них двое детей: сыну 21 год, дочери 20, они студенты американских университетов.