Не хватает массы

Советы МВФ о повышении ставок и сворачивании государственного стимулирования преждевременны – восстановление экономики начинает тормозить: ей не хватает денег, посчитали в Банке Москвы

МВФ опасается, что российская денежная и бюджетная политика снова станет проциклической, советуя ЦБ вернуться к повышению ставок, а Минфину – сокращать бюджетную поддержку экономики. Такие советы «ничего, кроме недоумения, не вызывают», считает Тремасов. Денежное предложение сокращается, замечает Наталия Орлова из Альфа-банка: два его источника (финансирование дефицита бюджета и валютные интервенции ЦБ) не увеличиваются – международные резервы третий месяц на уровне $456–469 млрд, резервный фонд не тратится с мая. Это и отражается в торможении роста денежной массы, считает она: «Оно – индикатор будущего замедления экономики, которая в ближайшие месяцы отреагирует на недостаток денег ростом ставок, а повышение ставок – риск торможения экономики».

Денежная масса в июне показала самый низкий рост с марта 2009 г.: со снятой сезонностью – на 0,4% к предыдущему месяцу (номинальный рост – 2,2%, к июню 2009 г. – 30,6%), посчитал Кирилл Тремасов из Банка Москвы. Это может означать начало замедления экономического роста, считает он. В то же время возобновление роста кредитования во II квартале никак не увязывается с замедлением денежной массы, так что выводы пока делать рано, осторожничает Тремасов.

В июне денежная масса всегда росла высокими темпами, потому что бюджет увеличивал промежуточное финансирование, а в этом году средства расходуются равномерно, сравнивает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог»: «Сезонность динамики денежной массы меняется из-за того, что изменилась политика расходования бюджетных средств». Изменилась и политика ЦБ, продолжает он. Деньги были экзогенными (формирующимися извне) – укрепляя рубль скупкой валюты, ЦБ провоцировал гигантский – до 50% – рост денежного предложения, реальные ставки были отрицательными; сейчас деньги стали эндогенными, инфляция – вдвое меньше, ставки положительны, говорит Гавриленков: «Подъем [экономики] продолжается, никакой пробуксовки не вижу».

По мнению его коллег, внутренние факторы прежних темпов роста экономике не обеспечат. Драйвером восстановления был внешний спрос, сейчас он «уперся в потолок» и экономика переходит на внутренние источники роста, а внутренний спрос растет гораздо медленнее, так что во втором полугодии замедлится и экономика, ожидает Александр Морозов из HSBС. По расчетам Центра развития ВШЭ, объемы экспорта лишь на 0,5% ниже докризисного максимума, тогда как импорт ниже вдвое; рост доходов населения подталкивает импорт, тогда как промпроизводство во II квартале замедлилось по сравнению с первым вдвое (со снятой сезонностью).