Дерипаска повезет

«Русские машины» Олега Дерипаски хотят не только выпускать вагоны, но и перевозить грузы. Первыми клиентами могут стать предприятия «Базэла»

«РКТМ-групп»

Производитель железнодорожной техники. Акционеры: 75% – у «Русских машин», 25% – у менеджмента. Компания создана в 2010 г., основной актив – РКТМ (включает «Рузхиммаш», «Абаканвагонмаш», «ВКМ-сталь», «Висмут»).

О том, что «Русские машины» создают лизинговую и транспортную компанию, «Ведомостям» рассказал гендиректор группы Александр Филатов. Новая «дочка» «РКТМ-групп» – «РКТМ-транс» будет заниматься операционным лизингом вагонов, изготавливаемых Русской корпорацией транспортного машиностроения (РКТМ), рассказывает он. Кроме того, в течение четырех лет она создаст парк из 20 000 вагонов (в основном полувагонов и цистерн) и станет железнодорожным оператором, добавляет Филатов: «Мы следуем примеру крупнейших мировых производителей вагонов».

На покупку вагонов планируется потратить около 40 млрд руб. Это будут заемные средства, вагоны будут покупаться под конкретные долгосрочные контракты, рассказывает менеджер.

Первыми клиентами «РКТМ-транса», по словам Филатова, могут стать родственные «Русским машинам» компании «Базэла» Олега Дерипаски. В год они перевозят по железной дороге около 70 млн т груза, используя 70 000 вагонов, рассказывает менеджер, и для них было бы логично пользоваться лизинговыми и, возможно, транспортными услугами родственной структуры. Представитель «Базэла» от комментариев отказался, его коллега из UC Rusal подтвердил, что предварительные переговоры с РКТМ ведутся.

Клиентами «РКТМ-транса» станут и другие крупные компании, надеется Филатов. В будущем возможно и проведение IPO «РКТМ-транса», рассуждает он.

«Русские машины» решили создать довольно большую компанию, которая может войти в пятерку крупнейших перевозчиков страны, отмечает гендиректор агентства InfoLine Иван Федяков. У «РКТМ-транса» будет свой парк из новых вагонов, своя грузовая база – компании «Базового элемента»; при таких условиях новый оператор может работать успешно, считает председатель совета директоров Дальневосточной транспортной группы Раиса Паршина.

Крупнейший российский производитель вагонов – «Уралвагонзавод» также недавно создал транспортную компанию «УВЗ-транс», однако становиться крупным игроком на рынке перевозок компания пока не собирается, говорит коммерческий директор «Уралвагонзавода» Андрей Шленский. И самостоятельно заниматься лизингом завод пока не планирует: он работает с большими лизинговыми компаниями, которые рекомендуют клиенты, в частности с «ВТБ-лизингом», добавляет он.