Когда полетит «Эйр Самара»

Минтранс Самарской области, воронежская авиакомпания «Полет» и самарский аэропорт «Курумоч» создали новую авиакомпанию «Эйр Самара»
К.Макиенко

Учредители 13 июля зарегистрировали «Эйр Самару» по адресу аэропорта «Курумоч» (учредительные документы опубликованы на сайте областного минтранса).

Контрольный пакет (51%) ОАО «Эйр Самара» – у «Самараоблавтотранса» (принадлежит облминтрансу), 30% – у «Полета», 19% – у аэропорта. Документы об эмиссии акций направлены в ФСФР, сообщил руководитель юротдела «Полета» Дмитрий Потапов. На 30 июля эмиссия не была зарегистрирована, более поздних данных ведомство не публиковало. В отделении ФСФР по Юго-Восточному отделению ФСФР от комментариев отказались.

У новой авиакомпании «флота пока нет, а маршрутная сеть будет разрабатываться после того, как будет флот», сказал генеральный директор «Эйр Самары» Александр Кожинов. По его словам, авиакомпания готовит в Росавиацию документы для получения сертификата эксплуатанта.

Чтобы получить сертификат, нужно иметь три однотипных самолета. По словам Потапова, «Полет» пока готов передать в эксплуатацию «Эйр Самаре» два Ан-148. В 2008 г. «Полет» и лизинговая компания «Ильюшин финанс» подписали соглашение на поставку авиакомпании 10 самолетов Ан-148. Первые три самолета должны были прийти в том же году, срок перенесли на 2009 г., затем на 2010 г. «К сожалению, не все зависит от завода (Воронежского акционерного самолетостроительного общества, ВАСО), потому что пока Ан-148 делается в кооперации с Украиной и Украина сдерживает этот процесс», – объяснял в интервью «Авиапорту» в январе генеральный директор «Полета» Анатолий Карпов. «Вопрос о приобретении третьего самолета будет решаться не раньше 2011 г. – сейчас украинский и российский производители этих самолетов с заказами не справляются», – сказал вчера Потапов.

Кроме Ан-148 «Эйр Самара» собирается приобрести и другие самолеты. Областные власти присматривались к Boeing-737, Airbus (не старше 10 лет) и Ан-140 производства самарского «Авиакора», рассказал чиновник областного минтранса. «Ведутся переговоры [с «Эйр Самарой»] о поставке в 2011 г. двух Ан-140», – сообщила пресс-секретарь «Русских машин» (управляет «Авиакором») Екатерина Панкова.

«Проблема в том, что ни одна лизинговая компания не даст воздушные суда новой авиакомпании, у которой нет имущества», – говорит Потапов. Однако, по его словам, выход есть: «Эйр Самара» может приобрести самолеты под гарантии правительства Самарской области – тем более что это самый крупный акционер авиакомпании». По его словам, «вопрос получения гарантий прорабатывается». Чиновник минтранса это подтвердил.

Кожинов надеется, что «Эйр Самара» полетит хотя бы в феврале 2011 г. Чиновник областного минтранса считает, что позже, – нельзя предсказать, сколько займет процесс получения сертификата эксплуатанта. У новой авиакомпании это может занять от полугода до двух лет, говорит аналитик агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

По мнению Пантелеева, учредители «Эйр Самары» – «хороший триумвират: областное правительство с административным ресурсом, аэропорт и действующая авиакомпания». «Начать полеты компания может при достаточно малых расходах», так как ее акционером является аэропорт «Курумоч», способный предоставить компании «некий льготный период по оплате своих услуг», добавляет ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По его мнению, ближайшие после получения сертификата ежемесячные расходы «Эйр Самары» не превысят 10 млн руб.