Дорогое автошоу

Московский международный автосалон (ММАС) стал самым дорогим для зрителей среди европейских автомобильных шоу сопоставимого класса: входной билет на него стоит 700–900 руб. Несмотря на это, организаторы рассчитывают, что он станет рекордным по числу посетителей

За выходные ММАС посетили, по предварительным данным (на 17.00 в воскресенье), 250 000 человек, еще 75 000 посетителей пришли в пятницу, рассказал «Ведомостям» представитель выставочного комплекса «Крокус экспо», организатора и принимающей стороны выставки. Как убедился корреспондент «Ведомостей», в субботу люди стояли под проливным дождем в очереди, чтобы попасть в «Крокус экспо», а каждая машина на стенде была буквально облеплена желающими рассмотреть ее получше. Перед началом мероприятия в «Крокус экспо» заявляли, что ждут около 1,6 млн посетителей. Автосалон продлится до 5 сентября, и организаторы утверждают, что прогноз в 1,6 млн посетителей оправдается: в 2008 г. за первые выходные выставку посетили 265 000 человек (без учета пятницы).

Участников выставки неприятно поразила высокая цена билетов для посетителей: 700 руб. с человека в будни и 900 руб. в выходные (для студентов и детей – 300 руб.). Два года назад билеты стоили 400 руб. «Цена в 900 руб. для человека, приехавшего в выходные на салон, – это слишком много», – считает представитель российского офиса Porsche Оксана Хартонюк. Компании-экспоненты стремятся к тому, чтобы салон посетило как можно больше людей, а такая цена может оттолкнуть потенциальных потребителей, объясняет она.

Посещение крупнейших европейских мотор-шоу обойдется дешевле: организаторы Парижского автосалона (2–12 октября 2011 г.) решили оставить входную плату такой же, как и в 2008 г.: 12 евро – для взрослого, 6 евро – для подростков до 18 лет, а детям до 10 лет – бесплатно, указано на сайте выставки. Франкфуртский автосалон в сентябре 2009 г. можно было посетить за 15 евро, плата для студентов и военных составляла 7,5 евро. Попасть на автосалон в Женеве в марте 2010 г. можно было за 14 швейцарских франков.

Высокие цены ММАС – вынужденная мера, призванная компенсировать большие скидки по аренде выставочных площадей, предоставленных «Крокус экспо» участникам автосалона, а также расходы по рекламе автосалона, которые выставочный центр полностью взял на себя, объяснил «Ведомостям» заместитель гендиректора выставочного центра Дмитрий Успенский. Базовая ставка аренды площадей на ММАС для автопроизводителей примерно соответствует уровню предыдущего автосалона 2008 г.: 150 евро за 1 кв. м (включая НДС) плюс регистрационный сбор – 500 евро (22 500 руб.), указано на сайте ММАС. Но по настоянию соорганизатора автосалона, комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объединяющего крупнейшие автокомпании, ставка аренды для его членов была понижена до 75 евро за 1 кв. м, рассказал Успенский. «Мы пошли на это, чтобы сохранить автосалон», – объясняет он.

У европейских мотор-шоу базовые арендные ставки, по их официальной информации, даже ниже, чем у «Крокуса»: во Франкфурте-2009 они составляли от 125 до 149 евро за 1 кв. м, в Париже-2010, так же как и два года назад, – от 140 до 220 евро без НДС. Но и больших скидок нет.

Арендной ставкой «Крокуса» автоконцерны довольны – она позволила им арендовать большие площади, чем в 2008 г., но при этом сотрудники как минимум 10 автоконцернов пожаловались «Ведомостям» на необходимость оплачивать многочисленные дополнительные услуги. В итоге бюджет на проведение автосалона оказался заметно выше, чем в 2008 г., но не за счет аренды: например, Porsche за стенд заплатила примерно столько же, как два года назад, при том что он в этот раз был почти вдвое больше – 420 кв. м. Представитель другого крупного автоконцерна жалуется, что выставочный комплекс в этом году выдавал только один бесплатный пропуск для сотрудников компании-участницы с каждых арендованных 25 кв. м, тогда как в 2008 г. – с каждых 10 кв. м. Каждый дополнительный пропуск стоит около 100 евро. «У нас на стенде работает чуть ли не 100 человек, получается очень приличная доплата», – возмущается собеседник «Ведомостей». С ним солидарен сотрудник российского автопроизводителя: бесплатных пропусков не хватило даже на техперсонал: монтажников, официантов и уборщиков, а еще пришлось заплатить за провоз автомобилей на стенд.

У организаторов европейских автосалонов надбавок к базовой цене меньше, уверяют представители компаний. Во Франкфурте были коэффициенты за расположение стенда (например, за площадку, открытую с четырех сторон, надбавка составляла 40%) и за площади на втором этаже стенда. В Париже таких надбавок нет.

«В Москве платить приходилось за каждый чих. Очевидно, так «Крокус» компенсировал потери от уступок, на которые он пошел в переговорах с АЕБ о цене выставочных площадей», – говорит руководитель проекта auto-dealer.ru Олег Дацкив, который арендовал стенд на ММАС.

«Крокус экспо» на рекордную выручку не рассчитывает: скорее всего, она будет ниже показателей ММАС-2008, говорит Успенский: «Для нас главное – что автосалон состоялся и прошел на достойном уровне». Объем продаж выставочных площадей и выручку от билетов ни в 2008 г., ни в 2010 г. «Крокус экспо» не раскрывает. В 2008 г. площадь выставки занимала 110 000 кв. м (с учетом «Интеравто»), в этом – 100 000 кв. м.