Подзарядка из России

В России нет рынка электромобилей, но уже в следующем году китайская Thunder Sky и «Роснано» построят производство аккумуляторов для них стоимостью 13,9 млрд руб. Основным покупателем батарей станет Китай, но проект интересен и российским компаниям
Д.Гришкин

Китайский производитель топливных элементов для автомобилей Thunder Sky и госкорпорация «Роснано» намерены построить в Новосибирске производство литий-ионных автомобильных аккумуляторов стоимостью 13,9 млрд руб., сообщила вчера пресс-служба администрации Новосибирской области. СП «Лиотех» согласно данным ЕГРЮЛ было зарегистрировано в Новосибирске 3 февраля 2010 г., его учредителями стали Thunder Sky и «Роснано». Каждая вложит в проект по 2,24 млрд руб., госкорпорация также предоставит компании заем на 5,5 млрд руб., говорится в сообщении «Роснано»; еще 3,9 млрд руб. должен предоставить «внешний соинвестор», который войдет в число учредителей «Лиотеха». Кто он, представитель корпорации не раскрывает. Ранее предполагалось, что «Лиотех» разместится на территории входящего в «Росатом» Новосибирского завода химконцентратов (НЗХК). Представитель НЗХК Сергей Гурьянов сказал, что инвестировать в стройку не собирался. С Thunder Sky вчера связаться не удалось.

Thunder Sky – один из крупнейших производителей литий-ионных аккумуляторов в мире, его решения превосходят продукты конкурентов и по технологическому уровню, и по стоимости, объясняет выбор партнера управляющий директор «Роснано» Сергей Поликарпов. В интервью Forbes гендиректор Thunder Sky Шаопин Лу говорил, что компания выпускает автомобильные батареи пять лет, в 2009 г. произвела аккумуляторы для 30 000 машин. Мощность российского завода – 12 000 автомобильных батарей в год, рассказал «Ведомостям» директор по маркетингу «Лиотеха» Александр Медведев. По его словам, предприятие намерено выпускать широкий спектр батарей: емкостью 150 Ампер-час (Ач) – для легковых автомобилей и погрузчиков, 300 Ач – для микроавтобусов, 600 Ач – для пассажирских автобусов. Завод начнет работу в 2011 г., к 2015 г. он должен выйти на полную мощность, сообщила «Роснано». Тогда выручка «Лиотеха», по расчетам корпорации, достигнет 17,1 млрд руб.

В первые четыре года Thunder Sky готова целиком экспортировать продукцию в Китай, но «Лиотех» рассчитывает найти покупателей и в России, говорит Медведев. Предварительное соглашение подписано с московским пассажирским перевозчиком «Автолайн» – в течение 2010–2011 гг. тот оснастит электродвигателями до 10 автобусов; «Лиотех» также ведет переговоры о сотрудничестве с ГАЗом, первым проектом с которым может стать разработка и поставка для Сочинской Олимпиады до 500 электромобилей вместимостью 9–14 человек, рассказывает Медведев.

«Лиотех» предложил «Автолайну» испытать уже готовые автобусы с электродвигателями и своими батареями, после того как они будут сертифицированы для использования в России, говорит представитель перевозчика Людмила Козлова. Речи о масштабных закупках пока не идет, это будет решаться по итогам испытаний, отмечает она. В сентябре группа ГАЗ собирается представить Олимпийскому комитету две модели автобусов с гибридными двигателями, которые предполагается использовать для обслуживания Олимпиады, напоминает представитель ГАЗа Наталья Анисимова, но будут ли они комплектоваться аккумуляторами «Лиотеха», она не говорит. Представитель компании «Городской автомобиль» (СП «Яровита» и «Онэксим групп» Михаила Прохорова) отметил лишь, что компания ведет переговоры с поставщиками комплектующих для будущего гибрида, но есть ли среди них «Лиотех», не сказал.

По прогнозу Pricewater­houseCoopers, в 2010 г. всего в мире будет продано около 100 000 электромобилей, но уже к 2012 г. объемы их продаж вырастут до 500 000 шт. (1,1 млн шт. – вместе с гибридными автомобилями). А к 2020 г. в мире будет выпускаться около 14 млн гибридов или электромобилей, за счет чего рынок аккумуляторных батарей к этому моменту вырастет до $25 млрд, прогнозирует Boston Consulting Group. В перспективе рынок аккумуляторных батарей выглядит весьма привлекательным, но многое будет зависеть от объемов поддержки со стороны государств в развитии инфраструктуры для электромобилей и других мер поддержки для перехода к более экономичному транспорту, отмечает партнер Boston Consulting Group Эвальд Крайд.