Рузвельт-2

Президент США Барак Обама предлагает новую порцию антикризисных мер: масштабную модернизацию транспортной сети, налоговые льготы по инвестициям. Это повысит спрос, увеличит занятость и создаст долгосрочный задел для роста экономики, попытается убедить он страну

Сегодня, как ожидается, Обама обнародует новую программу поддержки экономики. Накануне он заявлял о предложении потратить за год $50 млрд на модернизацию транспортной инфраструктуры (общий план рассчитан на шесть лет). Другой инициативой станет 100%-ная налоговая льгота для инвестиций в основной капитал, что, по оценкам Белого дома, сэкономит 1,5 млн компаний за два года $200 млрд, а казне будет стоить $30 млрд недополученных доходов.

Люди чувствуют себя беднее и не уверены в будущем, реакция на это – экономить, попытка направить сэкономленное в инвестиции – хорошая идея, одобряет профессор Гарварда Грег Мэнкью в своем блоге. Однако эффект будет скромным, считает он: фирмам, по сути, предлагают беспроцентный кредит, но при близких к нулю ставках стоимость кредита и так невелика. Тем не менее Мэнкью надеется, что конгрессмены дружно одобрят этот «шаг в правильном направлении». Но конгресс вряд ли будет что-либо обсуждать до промежуточных выборов 2 ноября, отмечает FT: демократы не хотят поддерживать новые расходы, а республиканцы – помогать администрации президента накануне выборов. Предложения Обамы не обязательно плохие, но они не решают две главные проблемы, которые наносят ущерб экономике: рост госрасходов и повышение налогов, цитирует WSJ конгрессмена-республиканца Джона Бонера. Республиканцы утверждают, что приоритетом должно быть продление введенных Бушем налоговых льгот для лиц с высоким доходом (срок истекает в 2010 г.), а Обама этого не поддерживает.

Американская экономика подорвана финансовым кризисом, президенту удалось ограничить спад, но на время, безработица остается пагубно высокой, очевидна необходимость новых стимулов, но разочарованная общественность готова выразить недоверие демократам на промежуточных выборах, описывает ситуацию в The New York Times нобелевский лауреат Пол Кругман: «Этот президент – Франклин Рузвельт. Добро пожаловать в 1938 год». Экономисты Обамы обещали не повторить ошибки Рузвельта, слишком быстро свернувшего стимулы, что вызвало новый спад, но вышло примерно так же – стимула оказалось мало, а правительство, которому надо увеличивать расходы, дискредитировано в глазах общественности. Тогда избиратели не верили, что рост госрасходов поможет преодолеть спад, и одобряли снижение налогов, выборы 1938 г. стали бедствием для демократов – но началась война, и взрывной рост расходов и госдолга положил начало будущему процветанию. Обычные правила для больной экономики не подходят, делает вывод Кругман: когда все стремятся погасить долг, это приводит к дефляции и депрессии; лучший способ сокращения долга – временный рост дефицита бюджета для залечивания прежних проблем. Однако политики настроены повторить ошибки, сетует он: «И из этой рецессии есть выход, надо лишь немного ума и политической воли».