Дорожные вопросы

Обывателя интересуют три вопроса: сколько будет стоить проезд, не переплатит ли он и сколько на самом деле стоит построить дорогу

Сколько стоит проехать?

Предельный тариф на проезд по платному участку дороги Москва – Минск составляет 4,99 руб. за 1 км, по платному участку автомагистрали Москва – Санкт-Петербург – 3,6 руб. за 1 км. Такие тарифы предложили на конкурсе победители – «Главная дорога» и Северо-Западная концессионная компания (СЗКК). Другими словами, проезд по 18,5 км выезда на МКАД трассы Москва – Минск должен обойтись водителям в 92 руб.

Но, оказывается, далеко не каждый водитель уложится в эту сумму. Такова стоимость проезда для тех, кто управляет легковым автомобилем или микроавтобусом типа «Газель» (не больше 11 сидений в автомобиле).

Другим проезд обойдется существенно дороже: водители автобусов с количеством мест до 29, грузовых автомобилей и трейлеров будут платить в 1,5 раза больше, водители трейлеров весом более 8 т – вдвое больше, а те, кто за рулем автобусов на 30 и более мест, – в 3,2 раза.

Стоимость проезда будет зависеть от времени суток, частоты использования трассы и других факторов. Но повышать тариф концессионер не имеет права. Только раз в год индексировать в соответствии с индексом потребительских цен, рассказывает представитель СЗКК.

Кто переплачивает?

Прибыльность концессии дорог вполне можно сравнить с прибыльностью нефтегазового сектора. Это показало изучение опыта двух ведущих операторов – португальской Brisa и французской Vinci.

В концессии у Brisa 11 дорог протяженностью 1094 км (из них платные – 1012 км), а ее выручка в 2009 г. составила 677 млн евро, чистая прибыль – 161 млн евро, а EBITDA – 481,6 млн евро, причем EBITDA Margin за последние пять лет не опускалась ниже 70%.

В общей выручке за 2009 г. крупнейшего мирового строителя дорог – группы Vinci – 31,9 млрд евро доля концессионного подразделения невелика – 4,9 млрд евро. Зато из 4,96 млрд евро EBITDA доля прибыли концессионеров – 3 млрд евро. Судя по отчетности Vinci, на концессионное подразделение приходится и основная долговая нагрузка – сказывается участие в консорциумах по строительству дорог. Поэтому чистая прибыль подразделения составляет около половины от всей группы – 745 млн евро из 1,6 млрд евро.

«Главная дорога» в своих прогнозах указала, что за 30 лет ее участок в 18,5 км дороги Москва – Минск принесет чистой прибыли 117,7 млрд руб., или 3,9 млрд руб. в год (98 млн евро). Это в 1,6 раза меньше, чем годовая чистая прибыль Brisa, полученная с 1000 км своих платных дорог.

«Прибыль проекта вытекает из рассчитанной финансовой модели на 30 лет его существования, – объясняет представитель «Главной дороги». – В модели учтены и результаты изучения трафика и изменения тарифов, и существование различных тарифных групп транспорта». По оценке компании, к 2029 г. она погасит все займы и кредиты.

Сколько стоит построить?

Существует расхожее мнение, что себестоимость российских дорог неоправданно завышена и в разы превышает затраты строителей в США, Европе или Китае. «Сравнивать стоимость дорог в России и мире просто по количеству километров неправильно», – считает президент объединения «Нострой», совладелец компании «Инжтрансстрой» Ефим Басин. Каждый проект уникален. К тому же, добавляет он, только в России затраты на подготовку к строительству могут в несколько раз превышать стоимость строительства.

«Например, мы строим в Сочи развязку «Голубые дали» стоимостью 2,4 млрд руб. А на снятие всех обременений, выкуп участков уже ушло 6 млрд руб.», – признается Басин. По его словам, как только становится известно, что в регионе будет строиться федеральная трасса, так участки земли, по которой она пройдет, меняют владельцев. А сама земля стремительно дорожает. То же самое происходит с карьерами, щебнем, который сразу же дорожает на 20–30%.

Сравнивать стоимость дорог занятие неблагодарное: слишком велик разброс. Например, средняя стоимость 1 км дороги Москва – Санкт-Петербург составит 37 млн евро, Москва – Минск – около 35 млн евро, а 1 км Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге – больше 1 млрд евро.

Участник «Главной дороги» Alpine Bau выиграла тендер на строительство 18,3 км польского шоссе А1 стоимостью в 140 млн евро. Проект включает в себя строительство 31 моста. Один из которых – вантовый длиной 380 м. Средняя стоимость 1 км составляет 7,65 млн евро.

Консорциум с участием испанской Fomento de Construcciones y Contratas (FCC) построит в Словакии 25 км магистрали, которая включает в себя 7,6 км мостов и три тоннеля общей длиной 10,6 км. Стоимость всего проекта – 1,99 млрд евро, или 79,6 млн евро за 1 км автомагистрали. В горной Ирландии FCC в 2010 г. завершила строительство 56 км автомагистрали № 6. Строительство велось 33 месяца, стоимость – 288 млн евро, или 5,14 млн евро за 1 км.

Не существует простого ответа, сколько стоит строительство дороги, резюмирует американская ассоциация строителей и концессионеров дорог The American Road & Transportation Builders Association. Расходы зависят от множества факторов: местности, типа конструкции, количества полос и т. д.

Власти некоторых штатов составляют модели затрат для планирования своих дорожных программ, используя показатель стоимости строительства мили одной полосы дорожного полотна. Исходя из этих моделей стоимость строительства 1 км одной полосы четырехполосного шоссе в сельской местности составляет $2,5–3,7 млн, в городской черте – $5–6,2 млн. Исходя из этих цифр 1 км четырехполосной дороги в России должен стоить от $10 млн в провинции до $24,8 млн в городе.