Ли Хён Кын: «Наши клиенты те, кто молод сердцем», - Ли Хён Кын, президент Kia Motors

Какие машины будут доминировать в мире через 10 лет – электромобили, автомобили на топливных элементах, гибриды? В Kia Motors этого не знают – и разрабатывают все подряд
М.Стулов

2000

старший вице-президент Hyundai, руководитель направления экспортного маркетинга

2005

старший вице-президент Dongfeng Yueda Kia Automobile Company (Китай)

2007

назначен президентом Kia Motors Europe

2009

назначен президентом корпорации Kia Motors

2010

сопредседатель Корейской федерации промышленности по региону Европа

Kia Motors

Автопроизводитель. Акционеры: Hyundai Motor (34,15%), национальная пенсионная служба (4,96%), почти все остальные акции в свободном обращении. Капитализация – 13,74 трлн вон ($11,4 млрд). Финансовые показатели (2009 г.): Выручка – 18,4 трлн вон ($15,8 млрд), Чистая прибыль – 1,45 трлн вон ($1,24 млрд). Продажи (январь – август 2010 г.) – 1,36 млн автомобилей, в том числе 67 238 в России

Старший брат

Hyundai Motor стала мажоритарным акционером Kia Motors в 1998 г. Разумеется, в Kia владельца крупнейшего пакета акций уважительно величают «старшим братом». Впрочем, продажи Hyundai Motor за январь – август 2010 г. оказались скромнее, чем у «младшего брата», – 1,14 млн автомобилей в мире, в том числе 53 282 в России.

Как утверждает сама Kia Motors, ее название означает «поднимающаяся из Азии». Компания, которая вывела на рынок свой первый легковой автомобиль лишь в 1974 г., сейчас входит в топ-15 мировых производителей. Вместе с материнской Hyundai Motor она занимает пятую строчку в рэнкинге, а через пять лет корейский тандем рассчитывает прорваться в мировой топ-3, говорит президент Kia Ли Хён Кын. В России аналогичная задача была поставлена летом 2009 г., в разгар кризиса, когда компания занимала лишь седьмую строчку по объемам продаж. Через год менеджеры российской «дочки» уже рапортовали о выполнении задания в Сеул. Пока другие производители иномарок затаились и экономили деньги, Kia продолжала инвестировать. А главное – удерживала цены на машины ниже, чем у конкурентов. Во что обошлась такая рискованная экспансия, Kia не раскрывает. Но отступать с нынешних позиций компания не намерена, пообещал президент корпорации в интервью «Ведомостям».

– Какие цели вы ставите перед вашим российским представительством на ближайшие годы?

– Мы прилагали очень серьезные усилия для того, чтобы стать номером три на российском рынке. Нам бы очень повезло, если бы мы заняли первое место, но конкуренция на российском рынке слишком сильна, чтобы наращивать рыночную долю. Так что наша задача сейчас – удержать нынешнюю позицию.

– Каким образом вы собираетесь это делать?

– Наша цель – стараться удерживать цены на нынешнем уровне, но при этом обновлять существующий модельный ряд и выводить [на рынок] новые модели. Мы представляем обновленный кроссовер Kia Sportage, а также готовим новый компактный городской автомобиль, который будем выпускать в следующем году в Санкт-Петербурге. У нас очень конкурентоспособные продукты, пользующиеся успехом на российском рынке.

– Какую нишу будет занимать бренд Kia на российском рынке?

– Бренд Kia в России, так же как и в Европе, нацелен в первую очередь на молодое поколение, но не только: наши клиенты те, кто молод сердцем. Например, новый Kia Soul предназначен для поколения Y, но в реальности его покупают и 20-летние, и 60-летние. И те продукты, которые мы будем представлять в ближайшие пять лет, будут схожи с Soul по позиционированию и выполнены в том же узнаваемом стиле.

– В России вы сейчас выпускаете несколько моделей по контракту, но у вас нет собственного завода. Почему?

– На самом деле у нас будет собственный завод вместе с родительской компанией – это завод в Санкт-Петербурге, который начнет работать в скором времени. Мы собираемся производить там свой новый компактный городской автомобиль.

– Будете ли продолжать отношения с «Автотором», который сейчас собирает ваши машины?

– Как вам известно, в Калининграде у «Автотора» есть определенные льготы, но они действуют до 2016 г. Этот запас времени позволяет нашему партнеру собирать машины методом крупноузловой сборки. Хотя основной объем мы собираемся производить в Санкт-Петербурге, мы сохраним крупноузловую сборку Sportage и Сee’d в Калининграде. Мы не собираемся наращивать мощности там, они будут сохраняться на нынешнем уровне.

– Вы также ведете переговоры о производстве машин на «Ижавто». Зачем вам нужен этот завод и почему переговоры идут так долго?

– Мы прямо сейчас ведем переговоры совместно с Hyundai об использовании этого завода. Но решение пока не принято. Один из вопросов, которые мы хотим решить, – это получение специальных пошлин на ввоз комплектующих, мы ведем переговоры с правительством на этот счет.

– Hyundai и Kia конкурируют друг с другом. Но, являясь членами альянса, вы наверняка координируете свои действия. Можете ли сказать, каким именно образом?

– Хотя мы и являемся членами одной группы, у наших компаний различные стратегии. У нас совершенно разные продукты, дизайн, у нас отдельные дилерские сети, коммуникационные стратегии и способы взаимодействия с потребителем. Мы не стремимся уничтожить друг друга, но мы жестко соревнуемся.

– Не возникает ли ревности у Hyundai, что Kia на российском рынке обошла материнскую компанию?

– На самом деле Hyundai показывает в России очень хорошие результаты, в том числе и за счет партнерства с «Тагазом». Мы стараемся создать здесь очень сильную дилерскую сеть. Это одна из ключевых слагаемых нашего успеха. Я думаю, что Hyundai также будет успешна со своей дилерской сетью.

– Какой, на ваш взгляд, Kia будет через несколько лет?

– Мы расширяем наши операции по всему миру, и мы хотим превратиться в по-настоящему глобального автопроизводителя. У нас скоро будет завод в России, будут заводы в Европе, США и других частях мира – за счет чего мы намерены расти, но вместе с этим мы надеемся, что наш бизнес будет расти и в Корее. И вместе с Hyundai, нашим старшим братом, мы хотим входить в топ-5, а может, и в топ-3 мировых компаний уже через пять лет.

– Все крупные автопроизводители, и Kia не исключение, делают акцент на разработке экологически чистых автомобилей. На ваш взгляд, станут ли они по-настоящему массовыми?

– Это очень сложно прогнозировать, потому что сейчас есть два конкурирующих типа таких автомобилей – гибриды и электромобили, и я не знаю, какой из этих типов победит. Возможно, через 10 лет электромобили или автомобили, работающие на топливных элементах, будут доминировать, но это во многом зависит от политики государства – будет ли оно инвестировать в создание инфраструктуры для них. С этим ясности пока нет, поэтому мы сейчас разрабатываем все возможные типы экологически чистых автомобилей – гибриды, автомобили на топливных элементах, электромобили. Россия не останется в стороне – в следующем году мы собираемся представить здесь гибридный Kia Optima.