Под контролем Дерипаски

«Базэл» получит контроль в авиаперевозчике, который возникнет в результате объединения Sky Express и «Авиационных линий Кубани» (АЛК)
Д.Гришкин

Федеральный флот. 105

самолетов в парке у крупнейшего российского перевозчика «Аэрофлота», у занимающей второе место «Трансаэро» – 55 лайнеров, у идущей третьей S7 – 40 (данные компаний).

ОАО «Авиационные линии Кубани» (Краснодар)

авиаперевозчик. акционеры (данные компании): ООО «Транспорт АМД» (91,04%). входит в «Базэл аэро». финансовые показатели (РСБУ, 6 месяцев 2010 г.): выручка – 1,23 млрд руб., чистый убыток – 280 млн руб.

ЗАО «Скай Экспресс» (Москва)

лоукост-перевозчик. акционеры не раскрываются. финансовые показатели (РСБУ, 2009 г., данные «СПАРК-Интерфакса»): выручка – 3,46 млрд руб., чистая прибыль – 2,08 млрд руб.

По словам заместителя гендиректора «Базового элемента» Андрея Елинсона, на операционном уровне это будет единая авиакомпания, хотя юридическая форма объединения АЛК и Sky Express определится к концу года. В начале сентября акционеры АЛК одобрили допэмиссию акций, которая будет частично оплачена акциями Sky Express. В результате возможного размещения АЛК получит контрольный пакет Sky Express – это один из возможных вариантов и этапов объединения, говорит Елинсон. Контроль «Базэла» обусловлен оценкой авиакомпаний и тем, что «Базэл» поможет Sky Express решить вопрос финансирования – план развития обеих компаний может быть утвержден в конце года. «Такой компании, как Sky Express, нужен сильный акционер, который поможет ей завершить инвестиционную фазу», – поясняет он.

Оценка компаний «достаточно условная вещь», так как учитывается множество факторов, многие из которых не поддаются финансовому исчислению. «Основной актив авиакомпаний – это самолеты, – говорит Елинсон. – У АЛК 12 самолетов Як-42 и три Boeing-737, у Sky Express – девять Boeing-737. Но парк сам по себе не имеет особой ценности, если, как в случае со Sky Express, самолеты находятся в лизинге. Не всегда можно опираться и на финансовые показатели, так как компания, допустим, может не развивать маршрутную сеть, использовать имеющийся ресурс, показать на определенном отрезке хороший результат, но вскоре стать неконкурентоспособной. Поэтому оцениваются перспективы компаний, их маршрутная сетка, сила бренда, размер остающихся лизинговых платежей, кредиторская задолженность, глубина продаж». Boeing находятся у АЛК в трехлетнем лизинге, продлевать который не планируется, «Яки» – в собственности. По его словам, АЛК – компания с региональным охватом, с эффективным региональным брендом и лояльностью региональных потребителей, но стратегия развития всегда предусматривала вывод ее на федеральный уровень.

Компанию Sky Express создали в 2006 г. братья Борис и Александр Абрамовичи, в 2008 г. Борис Абрамович говорил, что больше не имеет к ней отношения. Менеджер крупного перевозчика утверждает, что одним из бенефициаров является гендиректор компании Марина Букалова (летом также назначена гендиректором АЛК). Букалова через пресс-службу от комментариев отказалась.

По словам Елинсона, после объединения в течение 5–7 лет будет закуплено до 40 современных самолетов.

«Бизнес Sky Express, пожалуй, дороже, но у компании большая долговая нагрузка – решение финансовых вопросов, обновление парка дали бы хороший эффект. С другой стороны, «Базэл» может найти средства, но ему нужен хороший бизнес-план для их вложения», – считает руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.