Дилеры Смольного

Государственные закупки помогают дилерам поддерживать объем продаж и зарабатывать на сервисе
Е.Кузьмина

Дилерам выгодны большие заказы, импортеры предоставляют под них дополнительную скидку, утверждает гендиректор «Автоцентра Невский» Олег Чарков. Скидка может составлять до 10% от розничной цены машины, затраты берет на себя производитель, подтверждает сотрудник дилера Toyota «Инчкейп Олимп», также участвовавшего в этом году в конкурсах городской администрации. При заказе от трех машин Daimler делит скидку с дилером, говорит представитель компании Андрей Родионов. Ее размер он не называет. В целом она составляет до 12%, утверждает источник, близкий к компании. Volvo и Toyota дают госорганам скидку в 10%, рассказали четыре дилера этих марок. Даже несмотря на скидки, дилер на госзакупке зарабатывает очень мало, его маржа с обычных 5–7% может в ходе конкурса опуститься до 1%, оценивает гендиректор группы «Олимп» (дилер Mercedes) Евгений Войтенков. По его словам, продавая машины органам власти, дилер гарантирует загрузку своего сервисного центра.

В этом году администрация Петербурга за 111,2 млн руб. приобрела 94 новые Toyota Camry для автотранспортного предприятия ГУП «Смольнинское» (обслуживает чиновников и депутатов). Конкурсы на поставку в мае и августе выиграл «Автоцентр Невский».

Такой крупной закупки машин городские власти не делали уже более трех лет, говорит председатель комитета финансов Эдуард Батанов. Новые машины понадобились прежде всего из-за устаревания автопарка, объяснил он. Батанов не исключил, что в следующем году обновление машин продолжится.

Критический возраст автомобиля, на котором ездит петербургский госслужащий или депутат, – шесть лет, пробег – 300 000 км, уточняет пресс-секретарь вице-губернатора Михаила Осеевского Инна Вернидуб.

Администрации районов и городские комитеты покупают в среднем 10–20 новых машин в год, рассказал попросивший об анонимности сотрудник Смольного. Автопарк администрации – один из крупнейших в городе, его заказы сравнимы с закупками крупных корпораций, которые бывают не чаще раза-двух в год, говорит Сергей Петросян, гендиректор «Ленгаз-автообслуживания» («дочка» «Петербурггаза», обслуживающая автопарк газовой компании).

В период бурного роста авторынка в 2005–2008 гг. госзакупки не оказывали существенного влияния на рынок, но в условиях кризисного сокращения рынка дилерам интересно поднять продажи за счет бюджета и обеспечить свои автосервисы дополнительной работой, считает замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов. По данным «Автостата», за восемь месяцев 2010 г. продажи иномарок в Петербурге сократились на 3% по сравнению с тем же периодом 2009 г., продажи Toyota – на 15%.

По словам Чаркова, техническое обслуживание во время гарантийного срока может осуществлять любой официальный дилер, а оператор постгарантийного обслуживания также выбирается на конкурсе. ГУП «Смольнинское» может и самостоятельно ремонтировать автомобили, добавляет он. Гарантийные автомобили обслуживаются у дилеров, хотя техника для ремонта у «Смольнинского» есть, подтверждает Вернидуб. По ее словам, в 2008 г. «Смольнинское» потратило на ремонт автотранспорта 39,25 млн руб., в 2009 г. – 47,97 млн руб. Увеличение затрат связано с устареванием парка, утверждает чиновник Смольного. ГУП в основном делает простой ремонт, а сложные и дорогостоящие работы, например замену агрегатов, отдает на аутсорсинг дилеру, говорит начальник отдела продаж SwedMobil (дилер Volvo) Владислав Куликов. Шансы на то, что проданная машина вернется на постгарантийное обслуживание именно к продавцу, велики, считает он. Рентабельность продажи автомобиля – 3–6%, рентабельность сервиса доходит до 20%, оценил Петросян.