Взлететь с «Бегишево»

Правительство Татарстана готовится передать в федеральную собственность сооружения аэропорта «Бегишево» – их будут реконструировать на средства федерального правительства
С.Портер

Камаз» вышел из состава акционеров компании – оператора аэропорта «Бегишево», безвозмездно передав 11,89% акций в собственность республики (приняты на баланс министерства земельных и имущественных отношений, МЗИО), сообщил вчера «Ведомостям» директор департамента по управлению собственностью компании Андрей Бутон. Стоимость пакета он оценил в 25–30 млн руб. В мае еще один акционер аэропорта – «Нижнекамскнефтехим» передал МЗИО 14,94% принадлежавших ему акций, рассказал сотрудник службы по корпоративной собственности компании. «До конца года в собственность республики будут переданы еще два пакета компании примерно по 10% акций каждый, принадлежащих «Татнефти» и «Татэнерго», – уверен чиновник правительства. Получить комментарии у представителей компаний вчера не удалось.

Если у аэропорта будут два разных арендодателя на полосу и на рулежки, «проблемным моментом для управляющей компании «Бегишево» могут оказаться расчеты с ФГУПом за аренду рулежек и перронов, так как обычно арендная плата за эксплуатацию полосы включает в себя не только «количество взлетов – посадок, но и все остальное», отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. По расчетам аналитика «Финам менеджмента» Евгения Савельева, обычно аренда полосы с приемом 2–3 рейсов в день обходится в год в 150–200 млн руб. «Как платить отдельно за рулежки – представить трудно», – говорит Савельев.

ОАО «Бегишево»

Строительство дорог, аэродромов, спортивных сооружений. Крупнейшие акционеры (на 1 января 2010 г., данные «СПАРК-Интерфакса» со ссылкой на Росстат): ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (35,26%), ОАО «Камаз» (11,98%), ОАО «Нижнекамскнефтехим» (14,94%), ОАО «Татэнерго» (9,23%), ОАО «Татнефть» (9,23%). Финансовые показатели не раскрываются.

По словам республиканского чиновника, к концу года взлетно-посадочная полоса общей площадью 119 200 кв. м перейдет в собственность Татарстана (МЗИО владеет и авиакомпанией «Татарстан»).

«Бегишево» обслуживает Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск. Акции аэропорта консолидируются в руках государства перед передачей полосы в федеральную собственность, объясняет Бутон. В федеральную собственность будет передана не сама полоса, а лишь ее инфраструктурные сооружения, уточняет чиновник минтранса РТ. В январе правительство республики подписало протокол с главой минтранса РФ Игорем Левитиным о сохранении единого аэропортового комплекса «Бегишево»: на баланс ФГУП «Администрация гражданских аэродромов» (балансодержатель большинства взлетных полос в стране) будут отданы лишь перроны и дорожки, которые будут сдаваться администрацией в аренду аэропорту, а сама полоса останется в собственности республики, пояснил он. Чиновник Минтранса РФ добавил, что перроны и дорожки перейдут в федеральную собственность на время их реконструкции, по окончании которой вновь вернутся в собственность республики.

В феврале республиканские власти предприняли попытку найти оператора по обслуживанию и эксплуатации взлетно-посадочной полосы. Тогда, по данным МЗИО, был объявлен конкурс на право заключения пятилетнего договора доверительного управления взлетно-посадочной полосой аэропорта «Бегишево». Его результаты до сих пор не известны, говорит замминистра транспорта Асгат Галиахметов (итоги должны были быть подведены еще 30 марта). По словам Бутона, инвесторов не нашлось, поэтому реконструировать полосу будут за счет федеральных денег.

«Есть договоренность о выделении «Бегишево» 1,5 млрд руб. по федерально-целевой программе «Модернизация транспортной системы», – рассказал чиновник республиканского минтранса. Это подтвердил сотрудник ФГУП «Администрация гражданских аэродромов (аэропортов)».

«Из-за Универсиады в 2013 г. в центр внимания федеральных властей попал международный аэропорт «Казань», а модернизацию аэропорта «Бегишево» перенесли на 2013–2015 гг. – столько мы не протянем», – говорит Бутон.