Планы поменялись

Если еще несколько лет назад традиционный слушатель EMBA-программы прилетал на нее бизнес-классом, жил в лучшем отеле города и безгранично пользовался корпоративной кредитной картой, то с кризисом многие студенты платят за обучение сами и ищут возможность поменять карьеру. Новые потребители ставят перед школами новые задачи

В прошлом году, когда 37-летний Такаши Йошхизаки был на середине программы EMBA в University of Pennsylvania’s Wharton School of Business, его работодатель объявил о банкротстве. Мистер Йошхизаки начал волноваться, поскольку должен был выплатить $150 000 за обучение. Но он смог быстро договориться о новой позиции в одной из компаний, покупающих его бывшего работодателя.

Как показывает опыт м-ра Йошхизаки, жизнь типичного EMBA-студента усложнилась за те три года, что The Wall Street Journal делает рэнкинг EMBA-программ. С началом финансового кризиса и сокращением корпоративного спонсорства студенты все больше оплачивают учебу сами и ищут новое место работы еще во время обучения. Они также требуют от школ все большего – например, специализированных тренингов, коучинга и дальнейшего трудоустройства. Но компании, которые по-прежнему спонсируют учебу перспективных менеджеров, требуют от профессоров четкого и понятного возврата своих инвестиций. Поэтому, оказавшись меж двух огней, бизнес-школы вынуждены предпринимать определенные действия.

Лучше всех на этом фоне смотрится Wharton, которая заняла 1-е место в рэнкинге этого года, поднявшись со 2-го в 2008 г. Школа имеет высокие показатели удовлетворенности и студентов, и компаний, а также высшие баллы за качество своих учебных программ и преподавателей. Учет потребностей студентов в области карьеры также помог бизнес-школе Olin School в Washington University занять 2-е место в рэнкинге. В прошлом году программа добавила советника по карьере, присутствующего в школе полный день, а также карьерный коучинг. В этом году Olin School впервые попала в рэнкинг.

На вершине

В рэнкинге, основанном исключительно на оценке приобретаемых в процессе обучения навыков (см. таблицу), высшую строчку заняла Thunderbird School of Global Management. Выпускники дали этой школе наилучшие оценки за получаемые навыки по стратегическому планированию, общему лидерству и умению работать в нескольких функциональных областях. Для сравнения: бизнес-школа Northwestern Kellogg опустилась на четыре позиции вниз по сравнению с рэнкингом 2008 г., несмотря на то что в общем корпоративном рэнкинге эта бизнес-школа с большим отрывом опередила все остальные. Выпускники Kellogg выделяются способностью «идти вперед спокойным и самым непосредственным образом» в любых стрессовых ситуациях, говорит Бил Корли, директор по управлению персоналом Northstar Aerospace Inc. Но удовлетворенность студентов варьируется по всем семи программам школы (некоторые из них проводятся в партнерстве с другими школами). Именно это и снизило удовлетворенность студентов этой школой в целом.

Новая мотивация

В рэнкинге 2010 г. студентов впервые спрашивали о причинах, по которым они пошли учиться на EMBA-программы. Около 35% ответили, что EMBA им необходима для того, чтобы поменять карьеру или сферу деятельности, и лишь 29% надеются после обучения получить продвижение в их нынешней компании. В этом заключается большая разница между результатами опросов этого и предыдущего года, когда типичной причиной обучения по EMBA-программе было продвижение по службе.

Бизнес-школа Rutgers, занявшая 21-е место в общем списке, получила высокую оценку от студентов благодаря возможностям оказания поддержки. Фаррок Лангдана, директор программы Rutgers Business School, сейчас ищет дополнительных коучеров, которые бы специализировались на IT, фармацевтике и логистике, для того чтобы давать студентам еще большую поддержку.

Еще одно значительное изменение: в среднем 36% студентов оплачивают обучение по EMBA-программам самостоятельно. «Три года назад студента такого типа не было на наших радарах», – говорит м-р Лангдана. Сейчас многие студенты вкладывают свои накопления в образование, которое обычно стоит от $60 000 до $150 000. А, например, двухгодичная программа в Wharton с проживанием в Сан-Франциско стоит $172 200.

В дополнение к желанию получить более сильное и разностороннее академическое образование студенты также ждут помощи в поиске работы и построении карьеры. Мэт Лиетж 42 лет трижды поменял работу непосредственно перед и во время учебы в Olin при Washington University по EMBA-программе. Сначала он ушел из управления продажами в фармацевтической отрасли в управление развитием бизнеса, но был уволен через пять месяцев. В феврале он начал работать в Monsanto Co. и с помощью Франса Ван Оуденаллена, карьерного коучера, поступил на программу в Olin в прошлом году.

Одна треть из выпустившегося в мае 2010 г. класса м-ра Луетжа обратились за помощью в устройстве на работу. В ответ программа стала предлагать регулярные встречи дважды в месяц, на которых студенты могли бы обсудить тактику и то, как проходят их поиски работы. Студенты «хотят быть уверенными, что они находятся в позиции, в которой они не зависят от организации», говорит м-р Ван Оуденаллен. Другая бизнес-школа, IE Business School из Мадрида, также добавила карьерного коуча в прошлом году. В бизнес-школе UCLA, занявшей 11-е место в общем рэнкинге и 1-е среди наиболее карьерно-ориентированных школ, каждую неделю в кампусе проходит коучинг, который ведут два отставных руководителя из Raytheon Co. и JPMorgan Chase & Co. Так же поступили в University of Chicago.

Оценка воздействий

Конечно, не все студенты EMBA-программ ищут новую работу. Многие до сих пор работают и учатся за счет компаний. А вот многие корпоративные респонденты отметили, что им сложно судить о том, насколько же все-таки возвращаются инвестиции, сделанные в обучение сотрудников на программах EMBA. Более четверти опрошенных работодателей заявили, что они видят в подобном опыте некоторое нарушение общего рабочего процесса, хотя оно необходимо для развития первоклассных менеджеров. Один из пяти позволяет руководителям идти на подобные программы просто для того, чтобы те воспрянули духом. А некоторые руководители критикуют EMBA-программы за недостаточную фокусировку на наиболее важных бизнес-дисциплинах.

«С момента начала финансового кризиса программы стали фокусироваться не на бизнес-навыках, а на новом мышлении, этике и лидерстве», – говорит Роб Хумс, старший аналитик по обучению и развитию State Farm Insurance Co., который обычно отправляет дюжину работников на EMBA-программы каждый год и полностью покрывает издержки на их обучение. М-р Хумс осуществляет анализ возврата на инвестиции по обучению каждого студента. Хорошая отдача, говорит он, значит, что дополнительно к удовлетворению личных целей работника его менеджеры отметили улучшения в выполнении им обязанностей.

Некоторые школы, несмотря на скепсис, пытаются включить в программу курсовую работу, которая могла бы быть выгодна работодателям слушателей. В Kellogg и Wharton студентам рекомендуется работа над проектами в области, которая напрямую относится к сфере деятельности их компании.

Студенты, обучающиеся по программам, занимающим высшие строчки рэнкинга, утверждают, что они видят разницу в своей производительности вне зависимости от того, что говорят их работодатели. «Я не думаю, что компания видит отдачу так же, как ее вижу я, – говорит м-р Йошхизаки, майский выпускник Wharton, который сейчас является директором в PricewaterhouseCoopers. – Но я вижу разницу в том, как я работаю».